Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы

В начале первого полугодия школьники рассматривают одну из граней темы — взаимодействие музыки и литературы в песенном жанре. Песня — наиболее простой пример сочетания в художественном творчестве двух видов искусства.

Пусть ребята (по их собственному желанию или по предложению учителя) споют в начале первого урока какую-нибудь хорошо знакомую им песню. Желательно, чтобы это была жизнерадостная, веселая, бодрая песня. После ее исполнения учителю надо провести краткую беседу, в которой начнет раскрываться тема.

Начать беседу можно с вопросов: что получилось бы с только что пропетой песней, если бы не было слов, на которые она поется? Могла бы тогда эта песня вообще появиться на свет? Желательно, чтобы отвечало как можно больше ребят. Активизировать их можно дополнительными вопросами: останется ли песня если у нее отнять слова? Можно ли будет ее после этого петь? Как она будет звучать? Что стало бы со всеми песнями, если бы вообще не существовало поэзии? И т. д.

Когда для школьников станут очевидны те потери, которые понесла бы в этом случае музыка, беседу следует направить в другое русло: а возможно ли существование песни без слов?

На вопрос, как называется мелодия, которая поется голосом (солистом или хором) без слов, учителю, вероятно, придется ответить самому: такая мелодия называется вокализом. Пусть ребята (если понадобится, то, конечно, с помощью учителя) попытаются вспомнить, исполняли ли они какие-нибудь вокализы на уроках в прошлые годы.

После исполнения мелодии из Концерта № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова надо напомнить, что композитор сочинил ее не только без слов, но и вообще не для пения, а для фортепиано с оркестром (для пения эта мелодия была переложена специально, чтобы ее можно было петь на уроках).

Теперь можно перейти к настоящему вокализу — «Вокализу» С. Рахманинова, который композитор посвятил великой русском певице А. В. Неждановой. Мелодия этого произведения так красива, что хочется «пропеть» ее на разных инструментах. Были сделаны переложения «Вокализа» для скрипки, для виолончели, а сам Рахманинов переложил его для оркестра струнных (самых певучих!) инструментов. На уроке «Вокализ» прозвучит так, как Рахманинов первоначально сочинил его: для высокого женского голоса (сопрано) в сопровождении фортепиано.

После двух вокализов Рахманинова, первый из которых ребята сами спели, а второй прослушали, надо вернуться к пению со словами — это будет контрастом, который и поможет ощутить значение слова в вокальной музыке. Поется любая композиторская песня или народная. После ее исполнения сначала без слов, а затем со словами надо предложить ребятам поразмышлять, для чего нужны слова в песне, в чем их значение. Ведь в музыке песни и без слов они услышали многое (характер, настроение).

Пусть учащиеся услышат несколько мелодий русских народных песен, сыгранных на инструменте («У зари-то, у зореньки», «Вес мы песни пели», «Мы пойдем погулять»), и ответят на вопросы: какому народу могла бы принадлежать эта песня? Композиторская эта песня или народная? Сколько голосов прозвучало в этой песне? И т. д.

Знакомство с указанными или другими народными песнями подтолкнет ребят к размышлению о том, что важнее в песне: слова или мелодия.

Перед разучиванием «Жаворонка» М. Глинки нужно пропеть или сыграть на фортепиано главную мелодию и задать детям те же вопросы, которые были заданы перед разучиванием народной песни. Ребята сами должны прийти к пониманию того, что ее мелодия — русская, но не народная, а композиторская в народном духе, что песня одноголосная. Предложить выучить «Жаворонка» без слов и исполнить его подобно мелодии-вокализу из Концерта № 3 Рахманинова (с закрытым ртом и на гласную «а»). Добавив к мелодии «Жаворонка» слова, обратить внимание на то, какой живой, более выразительной стала мелодия. Это не удивительно: Глинка сочинял ее не как вокализ, а как песню. Слова «Жаворонка» написал поэт Н. Кукольник, на чьи стихи Глинка сочинил и «Попутную песню».

Известно множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со словами, превращалась в инструментальную мелодию и звучала в исполнении каких-либо инструментов, даже целого оркестра, например «Во поле береза стояла» в финале Симфонии N° 4 П. Чайковского, «Наш край» в фортепианном концерте Д. Кабалевского.

Русский композитор М. Балакирев сочинил «нарядную» фортепианную пьесу «Жаворонок», в которой мы отчетливо слышим две вариации на мелодию «Жаворонка» Глинки. У пьесы стало как бы два автора. И если в новом сочинении исчезла теплота звучания живого человеческого голоса, то эта потеря возмещена появлением богато развитого фортепианного звучания, искрящимися, блестящими фортепианными пассажами.

Примерами превращения песенной мелодии в мелодию инструментальную станут песни Великой французской революции (1787—1799) «Са ира» и «Карманьола», которые русский композитор И. Мясковский использовал в финале своей Симфонии № 6.

Дальнейшее углубление темы — знакомство с музыкальными песнями без слов — происходит в связи со слушанием «Грустной песенки» П. Чайковского. Рассказать ребятам о том, что композиторы нередко писали сочинения для разных инструментов (не для пения!) и называли их песнями, романсами, песенками, песнями без слов и т. п. Есть такие «бессловесные» песни у Чайковского. В них настолько певучие мелодии, что при исполнении мы ясно слышим, словно главный голос поет мелодию, а остальные аккомпанируют. Иногда к главному голосу присоединяется второй, и они оба поют дуэтом, как это бывает в настоящих песнях. Детям предлагается послушать «Грустную песенку» Чайковского для фортепиано. Называть композитора перед исполнением не надо. Пусть ребята, опираясь на свои представления о характере музыки Чайковского, попытаются сами определить, что это за музыка.

Продолжая изучение темы, школьники размышляют над тем, Как проявляет себя творческая фантазия композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения.

Перед началом разучивания мелодии «Поет зима, аукает» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова сказать, что это произведение представляет собой, в сущности, кантату. (Напомнить, что кантата — это довольно большое произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр.) Написана эта поэма-кантата на стихи Есенина. Ему Свиридов и посвятил свое сочинение. Обратить внимание учащихся на начальную интонацию главной мелодии

2-й части. Эта энергичная интонация на фоне оживленного, взволнованно го оркестрового сопровождения создает ощущение непрерывного движения вперед, словно человек хочет пробиться сквозь снежный буран.

После того как мелодия из «Поэмы...» Г. Свиридова будет выучена и спета, дать ребятам прослушать всю 2-ю часть целиком, обратив их внимание прежде всего на то, что музыка живо рисует (!) картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья. Обратить внимание также и на непрерывное развитие главной интонации, вплоть до последних тактов, где интонация эта, поднимаясь от самых низких звуков мужских голосов до самых высоких звуков женских голосов, растворяется, исчезает, переходит в полную тишину.

Чтобы глубже осмыслить роль поэзии в этом сочинении, полезно воспользоваться следующим приемом: предложить школьникам прочитать стихотворение С. Есенина «Поет зима, аукает и высказать свое мнение, какого характера может быть музыка ни эти стихи («если бы я был композитором»). В процессе такой работы учащиеся смогут понять, что литература часто определяет жанр, форму, развитие музыки. Можно напомнить такие произведения, как «Спящая княжна» А. Бородина, «Болтунья» С. Прокофьева и др.

В ходе занятий ребята знакомятся с фрагментами из опер и узнают, что для их сочинения необходимо либретто (Либретто — литературный текст, лежащий в основе музыкально-сценического произведения; краткий пересказ содержания оперы, балета, оперетты, мюзикла.), в котором прежде всего определены последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, их развитие, а также слова для пения. Либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы. Основу оперных либретто в большинстве случаев составляют известные литературные произведения. Таким образом, можно сказать, что если без поэзии не было бы песен, то без драматических пьес, предназначенных для постановки на сцене, не было бы опер.

Вместе с ребятами можно вспомнить хотя бы одни лишь сказки, благодаря существованию которых были написаны замечательные оперы и балеты (в балете не поют, но, как и опера, он обязательно имеет в основе либретто, т. е. пьесу, по которой композитор сочиняет музыку): «Золотой петушок», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Золушка», «Конек-Горбунок», «Волк и семеро козлят». Вот какое огромное значение для оперной и балетной музыки имеет литература!

Дальше можно перейти к музыке И. Римского-Корсакова. Он записал 15 опер, и большинство из них — на сюжеты сказок, былин, народных сказаний, например опера-былина «Садко». В классе прозвучит одна из красивейших мелодий этой оперы — «Колыбельная Волховы» — морской царевны. Надо, чтобы учащиеся сами определили характер этой мелодии и решили, нужны ли для нее слова.

Наряду с «Колыбельной Волховы» можно предложить ребятам для разучивания песню Садко «Заиграйте, мои гусельки», звучащую в сцене подводного царства Морского царя, одной из кульминационных сцен оперы.

Связь музыки и литературы в оперном жанре может быть рассмотрена и на примере сцены Наины и Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», где в стремительной арии, построенной в форме рондо. Глинка, используя прием скороговорки, высмеивает спесь и бахвальство Фарлафа.

Интересно сопоставить «Рондо» Фарлафа и «Болтунью» С. Прокофьева по принципу сходства: юмористическая обрисовка персонажей, общность их характеров (хвастливая болтливость), использование формы рондо. Сравнение нового произведения с уже знакомым поможет ребятам выделить средства выразительности, придающие острую характерность этим образам.

В итоге беседы пусть учащиеся подумают, смог бы Глинка сочинить свою оперу, если бы Пушкиным не была написана поэма «Руслан и Людмила»; как музыка помогает нам глубже почувствовать характер и настроение литературных героев, обогащает их образы.

В качестве примеров балетной музыки (кроме известных ребятам балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» П. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева) учитель может предложить сцену из балета И. Морозова «Доктор Айболит», написанного им по известной сказке К. Чуковского. Сцена эта состоит из трех эпизодов: «Полечка», «Морское путешествие», «Погоня».

Можно послушать на уроке фрагменты из балета А. Хачатуряна «Чиполлино», написанного по сказке Дж. Родари.

Каждый из героев сказки: веселый Чиполлино, злобный Помидор, благородный Вишенка, крикливый Лимон — имеет свою музыкальную характеристику. Следует обратить внимание ребят на яркое различие характера музыки, рисующей друзей Чиполлино и его непримиримых врагов.

В процессе усвоения основной темы продолжается развитие у школьников способности на слух определять незнакомое сочинение известного им композитора, формирование умения с первого прослушивания определить главное в образном строе произведения.

На одном из уроков, например, может прозвучать фрагмент 2-й части Концерта № 4 для фортепиано с оркестром Л. Бетховена. На этом примере, с одной стороны, углубится понимание школьниками творческого почерка композитора, а с другой — появится возможность подчеркнуть интонационную выразительность и поистине «говорящий» характер этой инструментальной музыки (драматический диалог оркестра и солиста, контрастное столкновение двух характеров, двух образов). Можно познакомить учащихся и с музыкой И.С. Баха, например предложить послушать Маленькую прелюдию для органа соль минор.

При обобщении темы важно, чтобы в сознании ребят закрепилась мысль, что без литературы музыка понесла бы большие потери: исчезли бы все виды вокальной музыки — от простой детской песенки до больших, сложных кантат, исчезло бы все богатство народной песенной музыки, исчезли бы оперы и балеты, исчезла бы вся симфоническая и другая инструментальная (без пения) музыка, в которой использованы мелодии песен. Трудно было бы музыке без литературы.

При этом важно закрепить мысль о нерасторжимой связи музыки со словом. С этой целью вопрос: «Что важнее в песне — мелодия или слова?» — можно сопоставить с вопросом: «Что в человеке важнее — ум или сердце?»

Музыка на этих уроках должна быть как вокальная, показывающая нерасторжимую связь музыки со словом, так и инструментальная, в которой композиторы использовали мелодии каких-либо песен.