Вторая четверть О ЧЕМ ГОВОРИТ МУЗЫКА

Предложить детям вспомнить знакомые им песни, танцы и марши — веселые и грустные. Радость и печаль — самые обычные чувства людей — и ребенка, и взрослого. Эти два чувства мы находим во многих произведениях искусства, в том числе и музыкальных.

В центре одного из уроков может быть фортепианная пьеса «Весело. Грустно» Л. Бетховена. Надо сказать ребятам, что сочинил ее, как и песню «Сурок», немецкий композитор Л. Бетховен — один из величайших композиторов мира. Нужно обратить внимание учащихся на то, как меняется характер сочинения, если сыграть только 1-ю часть — «Веселую», или только 2-ю часть — «Грустную», или обе подряд, или, наконец, так, как этого хотел Бетховен: «Веселую», «Грустную» и снова «Веселую». При исполнении только двух частей мысль композитора можно выразить так: «После веселья наступает грусть» — и общее впечатление от него будет грустное. Если же сыграть эту пьесу так, как сочинил Бетховен, то его мысль решительно изменяется: «После веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернется веселье». Здесь, не углубляясь в эту сложную тему, можно показать ребятам, как связаны в музыке чувства и мысли.

Что выражает музыка? Музыку создает человек, он создает ее для людей, поэтому в музыке прежде всего выражаются мысли и чувства человека. И не только одного, а часто многих людей, иногда даже целого народа и даже всего человечества (всех людей, живущих на Земле). Если бы, например, песня выражала чувства одного человека, ее не стали бы петь все люди («Калинка», «Катюша»). Если бы спортивный марш выражал настроение только одного спортсмена, этот марш не вызывал бы энергию и бодрость У всех спортсменов («Футбольный марш»). Массовая песня потому так и называется, что в ней выражены чувства и мысли массы людей.

В сочинениях (и знакомых, и новых), которые прозвучат в этой четверти, ребята должны постараться услышать и охарактеризовать также другие настроения и чувства — не только радости и печали, но и, например, тревоги («Дон-дон»), уважения и гордости («Песня о школе»), торжественности («Встречный марш») и т. д.

Нарочито переставляя слова в попевке «Звонкий звонок» {«...окончен урок» — в мажоре и «...опять на урок» — в миноре), можно проверить, насколько ученики ощущают соответствие музыки словам (в самом ли деле они «радуются» концу урока и «печалятся» началу нового?).

Как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу и мужество, нежность и мягкость, серьезность и шутливость? Как характер музыки помогает нам понять, о ком она написана: о маленьких детях, о старшеклассниках или о взрослых людях? Может ли композитор нарисовать портрет человека так же. как это может сделать художник?

В музыкальном портрете характер музыки выражает характер человека. К этому выводу ребята должны прийти сами, опираясь на очень легкие и очевидные примеры. Сыграть, например, «Трех подружек» («Резвушку», «Плаксу» и «Злюку») Д. Кабалевского, причем порядок исполнения пьес должен быть, конечно, не тот, в котором они были названы учителем. Можно вообще предварительно не произносить названия пьес — пусть ребята попробуют сами определить характер каждой из них, подобрать подходящие названия. Важно, что они услышат в музыке не внешние особенности трех девочек (какого они роста, во что одеты, как причесаны и т. п.), а их черты характера. Можно сыграть детям также пьесы «Упрямый братишка» и «Клоуны» Д. Кабалевского, «Упрямец» Г. Свиридова и др.

В пьесе «Упрямый братишка» Д. Кабалевского обратить внимание учащихся на то, что это музыка без слов, но кажется, будто упрямей много раз повторяет хоть и по-разному, но одно и то же слово, будто обязательно хочет настоять на своем, не поддается никаким уговорам.

В попевке «Разные ребята» класс, разделившись на две группы, по очереди будет петь разную музыку, выражающую различные характеры (спокойные ребята и ребята-непоседы). Особое внимание следует обратить на то, что разные характеры ребят требую! и разного исполнения.

Музыка может наделить чертами человеческого характера и сказочных зверей, выразить их чувства, переживания. Так, в песне «Монтер» Д. Кабалевского внимание ребят надо обратить на то, что в поведении медведя-монтера звучит сначала упрямая самоуверенность, а потом слезливая растерянность. Могут быть использованы и другие песенки — «Совенок» Р. Шумана, «Учитель» и «Доктор» Д. Кабалевского из музыкальных картинок «В сказочном саду», «Там вдали, за рекой» А. Аренского.

Может ли музыка что-нибудь изображать? На примере разнообразной музыки («Труба и барабан» Д. Кабалевского, «Попутная песня» М. Глинки, «Пути-дороги» И. Дунаевского, «Дождик», русская народная прибаутка, «Грустный дождик» Д. Кабалевского, «Березки» И. Арсеева) ребята без труда могут убедиться в том, что музыка может изображать многое. В фортепианной пьесе «Труба и барабан» Д. Кабалевского они легко определят, что из «вошедших в класс двух мальчиков» один играет на барабане, другой — на трубе, и узнают эти инструменты только потому, что они звучат, — изобразить эти инструменты молчащими музыка не может. В сопровождении «Попутной песни» М. Глинки, несомненно, услышат перестук колес мчащегося поезда.

Песню-игру «Карусель» Д. Кабалевского рекомендуется начать разучивать в умеренном темпе, чтобы постепенное ускорение (карусель закручивается) стало в дальнейшем неожиданностью для ребят. На последующих уроках «Карусель» можно исполнить два (и даже три) раза подряд без остановки, начав с очень медленного движения и непрерывно его ускоряя, передать таким образом через звучание самой музыки ощущение закручивающейся, ускоряющей темп карусели. А перед окончанием песни можно это движение замедлить, словно карусель останавливается.

Продолжая изучение темы, особое внимание следует обратить на то, что лучше всего музыка может изображать движение: движение человека, конницы, поезда. Ребятам будет интересно услышать перечень хотя бы некоторых существующих в нашей жизни звуков и шумов, которые изображались композиторами в музыке: пение птиц, журчание ручья, гроза, буря, колокольный звон, ружейные выстрелы и орудийные залпы, гул авиационных моторов (самолетов), грохот движущихся танков и т. д. При этом непременно надо подчеркнуть, что музыка может изобразить, например, движущийся поезд или скачущую конницу, но изобразить поезд, стоящий на месте, или стоящую на месте конницу музыка не в состоянии. В музыке песни «Полюшко» Л. Книппера или «Кавалерийской» Д. Кабалевского ребята услышат и смогут затем воспроизвести цокот копыт скачущих коней (деревянные ложки, кастаньеты).

В попевке «Мы шагаем» музыка изображает движение вверх и вниз, в «Носороге» И. Арсеева — эхо (движение звука).

Музыка может также изображать (рисовать) картины природы: утро (просветление, прояснение звучности), день (светлая, яркая звучность), вечер (постепенное затемнение звучности), ночь (темная, неясная звучность — все очертания сливаются). Примерами могут служить короткие фортепианные пьесы: «Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова. Здесь, конечно, в самой общей форме можно сказать ребятам о схожих чертах между музыкой и живописью: светлые звучности — светлые краски, темные звучности — темные краски.

При повторном слушании песни «Полюшко» или «Попутной песни» нужно вернуться к основной теме четверти: музыка прежде всего выражает внутренний мир человека — его чувства, настроения, мысли — и изображает движения человека — его шаги, походку, прыжки, танцевальные движения, а также разнообразные звуки и шумы мира, который окружает человека, в том числе звуки и шумы природы.

Как правило, «изобразительные подробности» в музыке играют небольшую роль. Они нужны композитору для того, чтобы уточнить свой замысел, сделать его более понятным для слушателей. Поэтому выразительность и изобразительность в музыке обычно существуют не порознь, а вместе.

Так, в «Полюшке» мелодия, которая поется хором, выражает настроение молодых бойцов, едущих на войну: настроение бодрое (они мужественные, храбрые) и в то же время немножко грустное (им грустно расставаться с любимыми, родными и близкими людьми), а в оркестре изображается цокот копыт, благодаря чему мы представляем себе конный отряд в движении (он приближается к нам издалека вместе с песней и снова удаляется).

Мелодия «Попутной песни» выражает радость взволнованной толпы людей, ожидающих появление первого в России поезда (Надо сказать детям, что первые паровозы назывались пароходами, поэтому в песне так и поется: «Дым столбом, кипит, дымится пароход...») и затем с удивлением и восторгом следящих за его движением, а в сопровождении музыки изображает гулкий перестук колес. Попробуем убрать из первой песни цокот копыт, а из второй — перестук колес. Песни останутся, хотя ощущение движения перестанет быть таким отчетливым. А теперь попробуем оставить цокот и перестук, убрав музыку и слова, — все исчезнет, не останется ничего, кроме однообразных и бессмысленных шумов и звуков.

Обобщение тем первой и второй четверти («Три кита» в музыке...» и «О чем говорит музыка»). Объединение этих тем на одном и том же музыкальном материале происходит по выбору учителя и по желанию ребят. Находя в том или ином сочинении связь с одним из «трех китов», следует одновременно определять общий характер музыки, выяснять, что она выражает и есть ли в ней изобразительные моменты.

Обращаясь к музыке, с которой учащиеся знакомились на предыдущих уроках, надо вспомнить, о чем говорила эта музыка, что она выражала и что она изображала (важно, чтобы это было сделано с их активным участием). Требовать от первоклассников полного осознания этих понятий, разумеется, нельзя, но постепенно приучать к ним не только можно, но даже необходимо. Учитель должен быть очень внимателен и никогда не говорить, например: «Эта музыка изображает радость (или печаль) человека» вместо «выражает радость (или печаль)». И наоборот, не следует говорить: «Музыка выражает движение поезда (или конницы)» вместо «изображает движение поезда (или конницы)».