Предварительные замечания

Увлечь ребят музыкой — этот коренной вопрос музыкальных занятий в школе учитель не должен упускать из виду с первой же минуты первого урока во П классе. Если он сам любит музыку, ребята сразу же почувствуют это и им передастся увлеченность учителя. Он должен вести урок как живую, свободную импровизацию (конечно, по тщательно продуманному плану), все время помня о том, что пришел в класс не для того, чтобы заниматься с ребятами «изучением предмета», именуемого музыкой, а для того, чтобы воспитывать в них музыкальную культуру.

От того, как пройдет первый школьный урок музыки, зависит очень многое. Если ребята почувствуют, что учитель верит в них и относится к ним с уважением, они сразу же поверят в учителя и, что также очень важно, поверят в самих себя.

С первых уроков развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских навыков происходят в опоре на «трех китов» — песню, танец и марш. Музыкальных произведений, звучащих (исполняемых и слушаемых) в классе в течение года, оказывается более чем достаточно для того, чтобы все развивающие моменты урока строились на материале этих произведений, вытекали из них естественно и незаметно, возникая в сознании учащихся как различные грани изучаемой музыки, а не превращались в специальные упражнения, предлагаемые учащимся для решения той или иной технической задачи, не связанной с живой музыкой, ее выразительными средствами.

Для поддержания преемственной связи с занятиями в 1 классе в программу II класса включено несколько песен-игр (игровых песен). Эти игры, объединяющие, например, пение с различными видами движений (танцевальными, маршевыми и др.), показывают в наглядной, действенной форме связь между «тремя китами». Сама игра может быть организована в зависимости от имеющихся в данном классе возможностей (размер помещения, наличие или отсутствие парт, стульев, столиков и т. п.). Она может быть даже ограничена лишь легкими движениями головы, рук, корпуса, ног. Игра должна прежде всего звучать в самой .музыке.

Деление класса на две или три группы можно проводить при исполнении всех песен, дающих возможность, а иногда и требующих этого деления. Пение по группам имеет свои преимущества. Во-первых, в небольшой группе учителю легче следить за интонационной чистотой и ритмической точностью исполнения, что дает возможность скорее и легче выправить проявившиеся недостатки; во-вторых, пение по группам постепенно будет подводить ребят к хоровому многоголосию с разновременным вступлением групп; в-третьих, пение по группам вносит в процесс обучения необходимый и очень важный, особенно на начальном этапе, игровой момент.

Деление класса на группы необходимо и во многих игровых полевках, включенных в программу наряду с традиционными попевками народно-песенного склада. Эти попевки, построенные на современном песенно-интонационном материале, на простейших, близких школьникам текстах, легко включаются в соответствующую тему и очень оживляют уроки. Такие попевки может сочинять или сам учитель, или вместе с учащимися. Слова в них могут изменяться также по инициативе учителя и учащихся (как в частушках). Некоторые из этих попевок позволяют педагогу показать ребятам (а им самим попытаться сделать это в собственном исполнении), как одна и та же мелодия превращается из песни в танец, из танца в марш и т. д. Есть и иной, очень полезный и увлекающий ребят прием исполнения игровых попевок: каждое повторение попевки переносится при помощи модулирующего аккорда на полтона вверх с последующим возвращением (так же по полутонам или по терциям) в исходную тональность, например попевка «В нашем классе». При исполнении даже самых простых попевок (как и песен) надо устанавливать наилучшие темп, силу звучности, соответствующие характеру музыки и текста, учитывая возможности данного класса.

При наличии в классе фортепиано рекомендуется включать в уроки игровое четырехручие (игра в ансамбле с учителем). Примеры таких ансамблей даны в хрестоматии. Число четырехручных пьес может быть значительно увеличено за счет поисков самого учителя. Как правило, это могут быть простые песенки и пьески (иногда и более сложный материал), построенные преимущественно на тонической и доминантной гармонии. Звук V ступени оказывается при этом тем звуком (интонационным общим «знаменателем»), на котором может звучать вся пьеса. Иногда этот звук хорошо сочетается с субдоминантовой гармонией.

В четырехручии ребята, которые, возможно, никогда в жизни не притрагивались к клавишам фортепиано, играя двумя пальцами лишь два заданных учителем звука, участвуют в исполнении более или менее полнозвучной музыки. Это вызывает у них живой интерес, способствует увлеченности музыкой и, конечно, положительно сказывается на их музыкальном развитии.

Поскольку в четырехручии вместе с учителем участвует лишь один ученик, следует искать различные формы участия в таком ансамбле всего класса. Так, если в четыре руки играется знакомая песня («Пере пел очка», «Калинка» и т. п.), весь класс может одновременно исполнять эту песню в различных вариантах. Например, первый куплет звучит только на фортепиано в четыре руки, второй куплет весь класс начинает петь очень тихо, постепенно усиливая звучность (вместе с усилением звучности на фортепиано), третий куплет поется на постепенном затихании звучности, а четвертый исполняется опять только на фортепиано очень тихо. Подобным образом можно изменять и темп произведения. Исполнение такого рода «композиций», составленных из очень простых элементов, но требующих внимания и музыкального «дыхания» на довольно значительном отрезке времени, очень увлекает ребят и развивает их музыкальность в самых разных направлениях.

Если в школе есть какие-либо детские музыкальные инструменты (бубны, барабаны, треугольники, ксилофоны, металлофоны, кастаньеты и др.), то их можно использовать на уроках для исполнения в ансамбле с учителем (в том числе в сочетании с четырехручием, пением, движением). Подбор инструментов, определение ритма и характера звучания всегда должны исходить из обенностей данной музыки. Так, например, весь класс может участвовать в исполнении русской народной песни «Калинка», подчеркивая игрой на бубне начало или окончание фразы, дублируя хлопками или деревянными ложками ритмический рисунок «мелодии, отмечая пульс музыки на фортепиано (четырехручие) и т. д.

Эти и аналогичные замечания в дальнейшем следует рассматривать лишь как примеры включения в урок детских музыкальных инструментов, что весьма желательно, поскольку игра на этих инструментах также способствует музыкальному развитию ребят, обогащает их музыкально-исполнительский опыт и вносит в занятия игровой элемент.

Нередко применяемый на музыкальных занятиях прием хлопанья в ладоши необходимо использовать не только для развития ритмического чувства, как такового (ритмическая точность хлопка), но и обязательно для развития музыкальности. При этом учащиеся должны внимательно вслушиваться, как учитель играет произведение, хлопать соответственно звучанию музыки: тихо или громко, увеличивая или уменьшая силу звучности, ускоряя или замедляя движение, выделяя акценты и т. д. Хлопанье в ладоши никогда не должно походить на обыкновенные, хотя бы и ритмически организованные, аплодисменты, оно всегда должно быть частью исполняемой музыки.

Одним из важнейших методов музыкальных занятий во II классе, как и в последующих, должен стать метод «забегания» вперед и «возвращения» к уже пройденному материалу. Так, детская народная песенка «Дон-дон» исполняется и в первой четверти, и во второй. Сначала внимание учащихся, их усилия направляются на то, чтобы песня была спета с настроением, соответствующим ее характеру, и по возможности интонационно и ритмически точно. В дальнейшем, в процессе усвоения темы «О чем говорит музыка», она превратится для ребят в художественное произведение, в котором они теперь не только ясно почувствуют, но и осознают выражение тревоги «действующих лиц» песни в ее хоровой мелодии и изображение тревожного звона набатного колокола в фортепианном сопровождении.

Другой пример: «Весело. Грустно» Л. Бетховена при первом знакомстве (вторая четверть) будет восприниматься как произведение, выражающее два противоположных настроения и определенную мысль, вложенную Бетховеном в это произведение («после радости может наступить грусть, но радость обязательно должна вернуться»). При последующем, более глубоком вслушивании в это произведение (четвертая четверть) ребята определят его трехчастное построение, поймут особенности трехчастной формы вообще и данной в частности.

Не надо перегружать память детей чрезмерно большим количеством названий произведений, фамилий их авторов (композиторов и поэтов), фактов из их биографий. Накопление живого слухового опыта (первый этап процесса познания музыки) — одна из важнейших задач музыкальных занятий со школьниками.

Избегая поначалу заучивания ребятами каких-либо правил и многократного повторения каких-либо упражнений, педагог должен исподволь приучать детей к простейшим музыкальным понятиям самого общего характера: различие звуков по высоте, длительности, силе, по скорости и направлению их движения; соотношение сильных и слабых долей, количество ил в такте и соотношение звуков мелодии по их относительной длительности (метр и ритм) (Здесь возможны аналогии с ритмом шага, сердцебиения, дыхания.); мелодия и сопровождение (аккомпанемент); выразительные и изобразительные особенности и возможности звуков и их сочетаний; различная окраска звуков (тембр); простейшие формы построения музыки (одночастные, двухчастные, трехчастные); различные виды исполнения музыки (отдельные инструменты, певцы-солисты, хоры, оркестры и т. п.). Усвоение этих и других понятий должно происходить на протяжении всей учебы в начальной школе.

В сознании первоклассников должен постепенно накапливаться запас музыкальных впечатлений, понятий и терминов, к более подробному разбору и усвоению которых можно будет перейти в последующих классах. И не надо бояться, что время будет упущено. Оно наверстается быстро за счет приобретенного детьми слухового опыта, за счет большей их сознательности, большего интереса к занятиям.

К концу первого года обучения по усмотрению учителя можно начать приучать ребят к тому, чтобы звучание той или иной исполняемой мелодии ассоциировалось в их сознании с внешним рисунком записи ее на доске — на нотном стане.

Надо предлагать учащимся прислушиваться на протяжении недели между уроками к музыке, с которой они встретятся в детских кинофильмах, радио- и телепередачах, дома и на улице, узнавать в этой музыке знакомых «китов» в их всевозможных вариантах и сочетаниях и о наиболее интересных «встречах с музыкой» рассказывать всему классу на следующем уроке. В домашние задания может входить также рисование иллюстраций к той или иной музыке программного характера. Задания эти не должны быть обязательными, но, когда они выполнены, учитель должен высказать слова одобрения и поощрения (делать это надо очень тактично, чтобы не способствовать появлению в классе зазнаек, выскочек).

На лето ребятам следует дать такое задание: слушать музыку, где бы она ни звучала, пытаться размышлять о ней, как размышляли в течение всего года в классе, а осенью рассказывать всему классу о самых интересных летних «встречах с музыкой».

Последний урок года станет своеобразным уроком-концертом я родителей и учителей. Однако он не должен быть просто концертом. В нем обязательно должны сохраниться элементы обычного урока, чтобы родители наглядно увидели и услышали, как занимаются музыкой их дети, а школьным учителям стала бы ясна методика этих занятий. Кроме исполнения и слушания уже известной и наиболее полюбившейся ребятам музыки, должна прозвучать и новая музыка, в связи с которой учитель задаст им вопросы и учащиеся покажут, как они научились слышать музыку и размышлять о ней.

Отбор музыкальных произведений для этого урока-концерта надо проводить учителю совместно с учащимися на протяжении всего года, возвращаясь время от времени к этой музыке не для простого повторения, а прежде всего для обобщения пройденных в течение года тем, добиваясь возможно более совершенного исполнения. Пусть они уйдут с заключительного урока как с праздника музыки!