Экзаменационные вопросы

1. Время возникновения реализма, политические, научные, культурные истоки.

2. Принципы отражения и типизации в реализме.

3. Связи и отличия реализма XIX века от реализма XVIIIвека.

4. Связи и отличия реализма от романтизма в тематике и выборе героя.

5. Время появления и периодизация французского реализма.

6. Английский реализм: временные границы, основные представители.

7. Роман как основной жанр реализма. Мелетинский и Бахтин о романе.

8. Философия, этика и эстетика Ф.Стендаля.

9. Тема Италии в творчестве Ф.Стендаля.

10. Романтическое и реалистическое начала в новелле Ф.Стендаля «Ванина Ванини».

11. Смысл названия и система образов романа Ф.Стендаля «Красное и черное».

12. Своеобразие композиции, раскрывающей идейное содержание романа Ф.Стендаля «Красное и черное».

13. Личность и общество в романе Ф.Стендаля «Красное и черное»

14. Развитие характера Жюльена Сореля под влиянием внешних обстоятельств (роман Ф.Стендаля «Красное и черное»).

15. Эстетические воззрения О.Бальзака.

16. Своеобразие поэтики «Шагреневой кожи» О.Бальзака.

17. Развитие идей «Шагреневой кожи» О.Бальзака в этюдах о нравах.

18. Место романа «Отец Горио» в системе романов О.Бальзака.

19. Периодизация творчества П.Мериме.

20. Проблематика, система образов и композиция романа П.Мериме «Хроника времен Карла 1Х»

21. Экзотические новеллы П.Мериме: хронотоп, характер.

22. Психологические новеллы П.Мериме: хронотоп, характер.

23. Специфика композиции новелл П.Мериме.

24. Тематика песен Ж.П.Беранже.

25. Политические и философские взгляды Г.Флобера. Эстетика писателя.

26. Композиционная и идейная сущность романа Г.Флобера «Госпожа Бовари».

27. Проблематика и авторская позиция в новелле Г.Флобера «Простая душа».

28. Своеобразие проблематики и эстетики группы «Парнас».

29. «Цветы зла» Бодлера: смысл названия, композиция, тематика циклов, человек и мир, способы создания интеллектуальной поэзии.

30. Концепция мира и поэта в стихотворении Ш.Бодлера «Альбатрос».

31. Концепция любви в стихотворении Ш.Бодлера «Падаль».

32. Истоки личности, отношение к общественным институтам, своеобразие метода, периодизация творчества Ч.Диккенса.

33. Общая характеристика первого периода творчества Ч.Диккенса, проблематика произведений, созданных в этот период.

34. «Посмертные записки Пиквикского клуба» Ч.Диккенса: проблематика и художественная форма.

35. Смысл названия романа Ч.Диккенса «Домби и сын» и его реализация в системе образов.

36. Жанр «рождественского рассказа» у Диккенса.

37. Творчество Ч.Диккенса 1850-1860-х годов, причины перехода юмора в сатиру.

38. «Большие ожидания» Ч.Диккенса как соединение романа воспитания с жанром романа социально-психологического, проблематика и символика романа.

39. Эстетические, политические воззрения У.М.Теккерея, его концепция истории.

40. Этапы формирования метода У.М.Теккерея (ранние рассказы и романы, «Книга снобов»).

41. Авторское отношение к Бекки Шарп и Эмилии Седли в «Ярмарке тщеславия».

42. Система образов «Ярмарки тщеславия», раскрывающая концепцию мира У.М.Теккерея.

43. Функция автора и Кукольника в романе У.М.Теккерея «Ярмарка тщеславия».

44. Связи английского реализма с романтизмом.

45. Натуралистические черты в романах Дж.Элиот.

46. Проблема воспитания в романе Ш.Бронте «Джейн Эйр».

47. Социальные конфликты, романтическое и реалистическое начала в романе Э.Бронте «Грозовой перевал».

48. Социальные идеи и конфликты в романе Э.Гаскелл «Мери Бартон».

49. Тема провинции, власти и носителя власти в романах Э.Троллопа.

50. Немецкая литература середины Х1Х века (общая характеристика).