МОРВАНСКИЙ БРАНЛЬ

(музыкальный размер в/а)

Название «морванский» происходит от местности, где этот бранль наиболее распространен. Его исполняют под аккомпанемент щипкового инструмента типа цитры. Танец построен на шагах, которые делаются вперед, назад, с поворотом на месте. Исходное положение — пары стоят в колонну лицом друг к другу: юноша слева, девушка справа. Правая рука девушки в левой — юноши, правая рука юноши в левой руке девушки. Такое положение рук сохраняется на протяжении всего танца (схема 4).

Первая фигура — 8 тактов

1-й такт. Юноша делает два шага вперед левой, правой ногой, одновременно девушка делает два шага назад правой, левой ногой.

2-й такт. Юноша делает один шаг левой ногой вперед и приставляет правую ногу к левой ноге в I позицию. Девушка отступает правой ногой назад и приставляет левую ногу к правой в I позицию.

3-4 такты. Те же движения, но юноша отступает назад правой ногой, девушка идет вперед с левой ноги. 5—8 такты. Повторение первых четырех тактов. В конце восьмого такта танцующие оказываются лицом к зрителю: девушка стоит справа, юноша — слева. Правая рука девушки и левая рука юноши в III позиции. Свободные руки опущены вниз.

Вторая фигура — 8 тактов

1—2 такты. Танцующие, держась за руки, делают первый поворот. Девушка начинает правой ногой вправо, юноша — левой ногой влево.


3—4 такты. Повторение первого и второго тактов второй фигуры.

Второй поворот.

5—6 такты. Повторение тех же движений. Третий поворот.

7—8 такты. Повторение тех же движений. Четвертый поворот.

Танцующие принимают исходное положение. Танец повторяется сначала.

БРАНЛЬ

«КОЛОКОЛЬНЫЙ

ЗВОН»

(музыкальный размер 2/4)

«Колокольный звон» — один из самых старинных французских бранлей. Танец сопровождается ритмичными хлопками, энергичными ударами ног об пол, имитирующими колокольный звон. Танцующие, держась за руки, образуют круг. Число пар, входящих в круг, неограниченно. Девушка стоит справа, юноша — слева. Движения состоят из простого шага с подпрыгиванием (схема 5).

Музыка А

1—8 такты. Круг движется влево, все начинают с левой ноги. В конце восьмого такта юноши образуют внутренний крут, девушки — внешний. Исполнители стоят лицом друг к другу, взявшись за обе руки. Руки на уровне плеч.

Музыка В

4 такта. Танцующие делают четыре balance: юноши вправо, девушки влево.

4 такта. Не разрывая рук, исполняется круг на месте вправо, начиная с правой ноги.

Музыка А

2 такта. Девушки три раза хлопают в ладоши. На вторую четверть второго такта пауза. 2 такта. Юноши три раза ударяют правой ногой об пол. На вторую четверть второго такта пауза.


4 такта. Юноши переходят к девушкам, которые стоят от них слева, начиная движение с левой ноги (простой шаг с подпрыгиванием).

Музыка В

4 такта. Повторяются четыре balance. Юноши начинают вправо, девушки — влево.

4 такта. Не разрывая рук, исполняется круг на месте вправо, начиная с правой ноги.

Музыка А

2 такта. Девушки три раза хлопают в ладоши. На вторую четверть второго такта пауза.

2 такта. Юноши три раза ударяют об пол правой ногой. 4 такта. Юноши переходят к девушкам, стоящим от них слева, начиная движение с левой ноги.

Первая часть танца кончается, когда все юноши перетанцуют со всеми девушками. Во второй части танца девушки переходят к другим юношам, начиная движение вправо. Одна из разновидностей этого бранля описана в книге Жоржа Дера.