Информационная речь

1. Общая характеристика информационной речи. Ведущие принципы создания информационной речи.

2. Содержательно-структурные особенности информационной речи.

3. Жанры информационной речи.

4. Приёмы популяризации научной информации.

 

1. Информационная речь – это такая речь, основной целью которой является сообщение сведений о предмете речи. В идеале говорящий должен не только дать новое представление о предмете речи, но и пробудить любознательность у слушателей. Этого можно достичь при соблюдении 2 требований:

1) речь должна быть интересной;

2) речь должна быть ясной.

Ведущими принципами создания информационной речи являются

1. Принцип «резервных знаний» оратора. Максимальная осведомлённость по обсуждаемому вопросу обеспечивает говорящему свободу в изложении материала. Автор речи готовит значительно большее количество материала, чем войдет в информационную речь. Это нужно делать и для более глубокого и всестороннего понимания вопроса самим говорящим и на случай, если по ходу изложения в аудитории возникнут вопросы. Важно также обращаться не одному, а нескольким источникам, что позволит сделать освещение вопроса наиболее объективным. Перед выступление нужно решить, какой материал будет озвучен в аудитории, а какой останется в резерве.

2. Принцип жесткости в отборе освещаемых фактов означает, что приводимые факты, цифры, имена, даты, примеры, цитаты должны быть

· проверенными;

· уместными,

· вызывающими интерес, удовлетворяющими запросы слушателей,

· достаточными.

3. Принцип взаимосвязи известного и нового. Это основной дидактический принцип: познание нового невозможно без опоры на известное. Элементы старого и нового сопоставляются путем уподоблений и контрастов, новое становится понятным на фоне известного старого. (К примеру, вряд ли результативным будет урок русского языка о правилах обособления определений, без повторений того, что есть определение, какое определение называется приложением, какой порядок слов является прямым для словосочетаний с атрибутивным распространителем). Говорящий углубляет познания слушающих путём открытия новых аспектов в изучаемом предмете или явлении. Если тема старая, ее развивают в связи с новыми фактами и насущными интересами. Если тема новая и необычная, ее развивают, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт.

4. Принцип отражения динамики мышления в ораторской речи. При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, но и в отношении движения, возникшего в воображении. Даже движение как переход от одной мысли к другой само по себе способно обусловить интерес к ним. Слушатели чувствуют потребность в упорядоченном поступательном развитии идей, доступном их пониманию. Отражение динамики мышления в речи осуществляется: а) в виде последовательной, логической цепи вопросов и ответов; вопросы могут прямо формулироваться или подразумеваться – важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателей; б) с помощью речевых средств подчеркнутой логичности – показателей последовательности подтем и вывода: еще один вопрос, следующий момент, далее, перехожу к вопросу о..., к тому же; во-первых, первое, первый вопрос, первый момент, первая особенность; во-вторых, второе, второй вопрос, другой момент, другая особенность, в дополнение, наконец, и последнее; итак, следовательно, таким образом, ибо, а поэтому и др.