Современные проблемы функционирования Фонда социального страхования

(данный доклад предполагает подготовку и сопровождение презентацией)

Проблема и актуальность темы заключается в том, что в настоящее время Фонд социального страхования не в состоянии обеспечить в полной мере государственные социальные обязательства за счет собственных источников, а также перегруженность Фонда социального страхования нестраховыми выплатами, сочетание им функционально неоднородных расходных обязательств создают определенные трудности в организации и финансировании его деятельности как страховщика.

Нами была исследована структура бюджета Фонда социального страхования. На рис. 1 презентации показана структура доходов, свидетельствующая о том, что доходы Фонду приносят поступления страховых взносов по ОСС и безвозмездные поступления. Так, данные рис. 2 показывают что, больше всего поступают взносы на ОСС на случай нетрудоспособности и в связи с материнством. Одним из факторов, влияющих на увеличение поступления страховых взносов, является уве­личение предельной величины базы для начисления страховых взносов. Весьма значительна доля безвозмездных поступлений.Структура безвозмездных поступлений в ФСС представлена на рис.3. Таким образом, проблемой является зависимость доходов ФСС от межбюджетных трансфертов.

В табл.1 представлен состав расходов бюджета ФСС, где наибольший удельный вес приходится на реализацию статьи «социальная политика». В следующей таблице представлена динамика расходов статьи социальной политики, где наибольший удельный вес приходился на пособия, предусмотренные ФЗ «Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Наиболее существенные расходы Фонда, финансируемые за счет средств федерального бюджета, реализуются в рамках национального проекта "Здоровье». Как видно из рис. 4, динамика последних лет характеризуется как положительная, поскольку, в целом по стране продолжается рост рождаемости. В связи с увеличением рождаемости и индексацией пособий Фонд зависит от дополнительных ассигнований. На рис.5 представлены расходы на выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет подлежащим и не подлежащим ОСС. За счет средств федерального бюджета выделяются средства на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий. Данные рис. 6, показывают, что не полностью осваиваются выделенные средства, это обусловлены в основном поздней передачей средств федерального бюджета бюджету Фонда, в связи с этим количество поданных заявок не обеспечивалось на 100%.

Таким образом, Фонд перегружен нестраховыми выплатами. С целью определения направлений повышения доходов и сокращения расходов проведен анализ действующего законодательства и практики деятельности ФСС и выявлены недостатки: крайне низкая предельная величина базы начисления страховых взносов в отношении каждого работника; не начисляются взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера; отсутствует возможность проведения взаимозачетов по видам страхования; сложная процедура возврата Фондом излишне перечисленных страховых взносов; перегруженность ФСС нестраховыми (в том числе дополнительными, непрофильными) выплатами; пробелы в законодательстве в области получения социального обеспечения одной и той же льготной категорией граждан за счет разных источников финансирования: федерального уровня, регионального уровня, муниципального уровня; нарушения порядка исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ходе проведенного исследования нами были выявлены следующие направления совершенствования деятельности Фонда социального страхования:

1) установить базу для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица в сумме не превышающей 900000 руб.;

2) начисление взносов на вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера;

3) проведение зачета излишне уплаченных взносов по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и наоборот;

4) возврат задолженности страхователю, образовавшейся за ФСС РФ, рассматривать и осуществлять без деления ее на задолженность в связи с переплатой страховых взносов и задолженность в связи с превышением расходов над страховыми взносами;

5) объединить Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования;

7) в рамках реализации проекта «Здоровье» предложено освободить ФСС от несвойственных ему функций либо увеличить процент отчислений в ФСС;

8) представляется целесообразным аккумулировать финансовые средства, выделяемые на социальное обеспечения льготной категории, в бюджете местного уровня;

10) ввести ограничения на выплату пособий для лиц, работающих на условиях внешнего совместительства;

11) увеличить сроки действия правил финансирования предупредительных мер.

Таким образом, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает, основная задача социального страхования заключается в создании условий для гармонизации страховых механизмов в сфере социального страхования, демографической политики, занятости населения, системы оплаты труда, поскольку эти внешние условия, связанные с экономическим развитием страны, ее финансовых институтов, лежат вне сферы социального страхования.

 


 

 

Подписано в печать. Формат 60´90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 10. Усл. печ. л. – 3,95. У.-изд. – 4,25

Тираж 300экз.

 

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17