КОНСПЕКТ УРОКОВ (ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ)

 

На первых , адаптационных уроках детей надо познакомить с геометрическими фигурами и с приемами штриховки.

Очень важно обратить внимание ребят на то, как надо правильно сидеть во время работы, постоянно напоминать им, чтобы они были аккуратными и старательными.

На каждом этапе необходимо объяснять цель тех действий, которые им предлагает совершить учитель.

Например: «На уроке письма мы будем учиться писать буквы. Потом научимся правильно и красиво соединять их в слова, слова складывать в предложения. Но прежде мы должны хорошо поработать: подготовить пальчики к письму, для этого будем штриховать.»

На первых уроках знакомство с геометрическими фигурами должно сопровождаться ощупыванием их указательными и средними пальцами.

Важный этап- работа учащихся в альбомах. Надо следить, что ребята положили правильно трафарет(фигурную линейку) на лист бумаги, закрепили его левой рукой, правой рукой простым карандашом обвели все геометрические фигуры.

Штриховка делается только под руководством учителя( сначала цветными карандашами). Необходимо контролировать направление и параллельность линий, посадку ребенка и то, как он держит карандаш.

Следующие уроки непосредственно посвящаются подготовке к каллиграфическому письму. Последовательно вводятся новые виды штриховки. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку в тренировке и развитии мелкой мускулатуры руки. В подготовительный период важно закрепить навыки правильной работы. На каждом уроке желательно повторять ощупывание геометрических фигур по линейке-трафарету.

Уроки подготовительного периода требуют большого напряжения сил от учителя, так как дети еще не знакомы со многими правилами, часто отвлекаются.

Особое внимание на всех уроках надо обращать на правила штриховки, их четкое выполнение детьми:

1.Не выходить за контуры фигуры.

2.Соблюдать параллельность линий.

3.Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Уроки в каждом конкретном случае могут строиться по – разному. Это могут быть чисто игровые композиции или уроки, на которых основную часть времени занимает штриховка, конструирование и письмо.

При любых обстоятельствах необходимо устраивать на уроке музыкальные паузы, проводить физкультминутки, делать упражнения для глаз и пальцев рук. В конспекте мы эти компоненты опускали. Некоторые фрагменты уроков, хорошо знакомые всем учителям, также не включены . Все , что связано с повторением материала, должно носить сугубо индивидуальный характер и зависеть от уровня подготовки класса.

Основное внимание уделено темам «Создание в памяти ребенка образа буквы», «Развитие речи», «Построение и штриховка». Первые уроки в качестве образца даны более подробно.

 

БУКВА А а

Повторение. Закрепление знаний о звуке ( а) : гласный( ударный, безударный), образует слог. Дети приводят примеры: Марина, Аня, мама, арбузы.

Создание в памяти ребенка образа буквы Аа. Ощупывание буквы Аа из наждачной бумаги (15-20) раз. Учитель пишет буквы на доске и, объясняя последовательность написания, сравнивает движения руки с катанием на ледяных горках: поднимаемся вверх, остановились на мгновение, падаем вниз, потом попадаем на маленькую горку ( а) и затем спокойно опускаемся на землю.

Дети пробуют писать букву водой на доске.

Построение предметов , штриховка. Можно предложить в качестве варианта построение с помощью трафарета геометрических фигур аэродрома. Учитель руководит действиями детей, показывает направление штриховки. Желательно, чтобы на доске висел образец работы.

Развитие речи. Знакомство со словами аэродром (площадка с различными сооружениями, необходимыми для взлета и посадки самолетов, их стоянки и обслуживания), аэровокзал, аэроклуб, аэромаяк и др. Обратить внимание на первую часть слов – аэро-, которая показывает взаимосвязь с воздухом, в данном случае с воздухоплаванием.

Обычно ребята с удовольствием комментируют свои рисунки, рассказывают, что они знают о самолетах и воздухоплавании.

Целесообразно составить рассказ ( 4-5 предложений) по сделанному рисунку, связав его с воспоминанием о лете, каникулах, проведенных с родителями, о полете в самолете.

Построение предметов, штриховка.

Урок можно построить в виде сюжетной игры.

--Герой сказки А.Толстого- деревянный человечек Буратино- не дошел до школы. Сегодня он придет к нам в гости и будет вместе с нами учиться. (Буратино знакомится с буквой Аа). После занятий можно сходить отдохнуть в городской парк, покататься вместе с Буратино на «американских горках», послушать музыку.

В это время дети водят пальчиком по букве Аа из наждачной бумаги.

- В парке растут цветы, много астр. ( Слого-звуковой анализ, выделение гласных звуков и т.д.)

- Для Буратино дети рисуют (строят) астры в альбомах..

-

учитель высшей категории,старший учитель Шесток Неля Михайловна