Эстетическое воспитание.

 

1. Определение.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», во-первых, эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства, во-вторых, это процесс целенаправленного воздействия. В - третьих - это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её, в- четвертых - это воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 

2. Историческая справка.

Термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким ученым Александром Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики - это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философы осмысление его сущности достигли довольно высокого уровня развития. Гераклит, Демокрит, Аристотель со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах объектов. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются мыслителями как объективные стороны прекрасного. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное.[11; 33]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. [15;147] В использованной литературе имеется множество различных подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н.Шацкой мы нашли такую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства». В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве»[24;47]. В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, это эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Д.Б.Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К.Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т.Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [8;36]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых,- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

 

3. Цель, задачи и ценности эстетического воспитания.

Цель - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Задачи воспитания:

- представления о душевной и физической красоте человека;

- умение видеть красоту природы, труда и творчества;

- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;

- интерес к занятиям художественным творчеством;

- стремление к опрятному внешнему виду;

- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Организация деятельности: во-первых, формирование сознания - это «создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям». Суть этой ценности состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. Во-вторых, эмоционально-волевая сфера, состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ёй возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учётом возрастных особенностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. В-третьих, возможность практического применения, она связана сформированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которое превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты»». Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он ещё должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

4. Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы:

- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культуры народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно - краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

- обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворений, знакомство с картинками, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие в беседах "Красивые и некрасивые поступки", "Чем красивы люди вокруг нас", беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, сознательное от разрушительного);

- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);

- участие вместе с родителями в произведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

- получение элементарных представлений о стиле одежды как способ выражения внутреннего душевного состояния человека;

- участие в художественном оформлении помещений.

 

 

5. Основные формы и методы эстетического воспитания.

В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда - повседневного и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность - является важной стороной эстетического воспитания. Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике. Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье. Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны. Быть приветливым с людьми, отзывчивым собеседником, гостеприимным хозяином, тактичным гостем, внимательным сыном и добросовестным учеником, добрым товарищем и верным другом - все это не только область морали, но и эстетики. Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение - все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры. Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь. Каждый год десятки тысяч новоселов обставляют свои квартиры новыми вещами. Каждая советская семья стремиться создать уют, приобрести вещи, которые радовали бы глаз, были ей по вкусу. В обстановку советской семьи все больше проникают черты современного стиля: простота и удобство мебели, легкость тканей, целесообразность в расстановке предметов, стремление создать в помещении больше удобств для работы и отдыха. Создать обстановку взрослые, но активное воспитание требует, чтобы дети привлекались к созданию уюта, эстетики обстановки. Целесообразность, простота и удобство являются здесь основными требованиями. Приучать детей содержать свои личные вещи в порядке, никогда не производить уборку за ребенка, а терпеливо приучать к этому его самого, постоянно заботиться о том, чтобы школьник стремился создавать уют в классе, в своем уголке, - все это очень важно для воспитания у него эстетического вкуса. В отборе предметов, которые окружают школьника, необходимы высокая требовательность, чувство меры. Нельзя допускать вещей антихудожественных, портящих вкус, аляповатых. Важное значение в эстетическом воспитании имеют: одежда, манеры, жесты, мимика. Любуясь своими воспитанниками, А,С, Макаренко обращал внимание на выправку, осанку, пружинистую походку, выражение энергичной сдержанности и силы. Простая майка и трусы на таких ребятах выглядели как самый изысканный наряд. Неряшливая же, небрежная манера носить одежду, ухарства, разболтанная походка могут создать впечатление уродливости, даже если на человеке изящный костюм. Осанка ребенка, точность и целесообразность движений зависят от того, насколько воспитана и поддерживается у него привычка держаться прямо во время ходьбы, за рабочим и обеденным столом. Сутулость, небрежная поза создают впечатление неуклюжести или развязонности. В жестах, мимике, движениях также нужны естественность, простота, соблюдение чувств меры. Черствость человека, его равнодушие к людям также делают его некрасивым, отталкивают от него. Внешне это выражается в холодном, рассеянном взгляде, грубых манерах. Эти манеры, как и гримасничество, передразнивание товарищей или взрослых, могут появиться у детей в результате дурного влияния, неразумной системы воспитания. Повторяясь, такое поведение переходит в привычку, которая портит эстетические вкусы детей и порой очень трудно искоренима. Постоянное внимание учителей и родителей к воспитанию у ребенка эстетической культуры движений, жестов, мимики, манер, далеко не простое дело. В нем нужна система, настойчивость, последовательность и терпение, постоянство требований, завершение их желаемым результатом. Эстетика внешнего вида есть проявление внутренней красоты, нравственной чистоты, которая прежде всего сказывается в отношениях к людям. Итак, проблемы эстетики, воспитание прекрасного волновали философ, поэтов и писателей, педагогов во все времена. Многие из них много внимания уделяли сущности красивого и безобразного, высокого и низкого не только в человеческих отношениях, но и в окружающем нас мире. И все же главной категорией эстетики является категория прекрасного, от нее тянутся нити ко всем другим понятиям эстетики. Прекрасна надлежащая мера во всем. Следовательно главная задача школы, педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым школьником.

 

Список аннотированных статей по эстетическому воспитанию

 

1) Вирус сквернословия: классный час для старшеклассников/Юлия Андросова// Школьный психолог-2008.- №20. – С. 10-12.

2) Свечи в окне- пусть не гаснет он никогда: классный час для уч. 9 класса/Л. Артеменко, Н. Шумилова// Воспитание школьников.- 2008. -№2. –с. 22-24.

3) Дымковская игрушка/А.М Бурлакова//Начальная школа. – 2011. –№10. – С. 34-42.

4) Развитие творческих способностей ученика в процессе создания художественного образа человека/Бывальцева М.В.//Начальная школа. – 2002, - №4. – с. 62-66.

5) «Человекоцентрированная» модель эстетического воспитания/Волчегорская Е.Ю.//Искусство и образование. – 2005. -№6. –с. 4-17.

6) А.С. Макаренко об эстетическом воспитании молодежи средствами музыкального искусства/ Галина Т., Дрятика В.//Воспитание школьников. – 1990. - №6. – с. 23-25.

7) Единство эстетического воспитания в театральной педагогике/М.А. Давыдова//Начальная школа. – 2008. - №9. - с. 9. 49-54.

8) Творческое развитие ребенка/М. Данилова//Мир школы. – 2001. - №6. – с. 71.

9) Эстетическая значимость театрального творчества школьников/А. Ершова//Искусство в школе. – 2001. - №5. – с. 40-43.

10) Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников/И.И Зарецкая// Начальная школа. – 2011. - №1. – с. 54-58.

11) Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника/ И.П. Ильинская// Начальная школа. – 2009. - №1 с. 20-25.

12) Приобщение к наглядным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников/И.Л. Ильинская //Начальная школа 2010. - №2. – с. 3-8.

13) Ритмология в эстетическом воспитании как важнейший компонент культуры серебряного века/Г.А. Карцева//Педагогическое образование и наука. – 2002. - №2 – с. 65-69.

14) Эстетическое воспитание детей с задержкой психического развития/А.С. Корж//Начальная школа. -2006. - №11. – с. 96-100.

15)»Там чудеса…» продолжение знакомства с Третьяковской галереей./М. Мацкевич// Дошкольное воспитание . – 2005. - №2. – с. 103-107.

16) Традиционное искусство в современной системе ценностей/Н.А. Мутохина//Педагогика. – 2009. №9. – с. 51-59.

17) Педагогические условия взаимодействия видов искусства: эстетическое развитие младших школьников/ А.Н. Нехлопочина// Начальная школа. – 2010. - №11. – с. 110-112.

18) Духовное воспитание учащихся через восприятие музыкально-художественных образов/ Г. Синдикова// Воспитание школьников. – 2005. - №10. – с. 48-50.

19) Интеграция художественно-эстетического воспитания/ Е.Б. Спорышева// Искусство и образование. – 2005. - №5. – с. 17-28.

20) Ребенок в искусстве: пять творческих занятий для первоклассников/ Н.Г. Гамельцева// Начальная школа. – 2002. - №12. – с. 53-57.

21) Программа «Мастерская Марьи-Искусницв». // Н. Федорова// Воспитание школьников. – 2009. - №2. – с. 38-47.

22) «Рождается внезапная строка…»/ С. Цурюмова// Воспитание школьников. – 2008. - №9. – с. 37-39.

23) Эстетическое начало в обучении основам наук// Р.Н. Щербаков// Педагогика. – 2010. – №7. – с. 46-51.