ANIMA MINIMA 87
дожественное изобретение, отказ от политики, всевозможные «раскрепощения» — женщин, детей, меньшинств, сексуальных ориентации. Культура состоит в рассеивании всего относящегося в существовании индивидуальных или коллективных тел к судьбе, горю и конечности. Она — бестелесная эстетика, примышленная вместе с умеренными, профильтрованными айстпета*. Ей нужна «pensiero debole» ** (Ваттимо), в которой симуля-кры субъектов обмениваются симулякрами объектов (Бодрийяр) на единственном «демократическом» условии: чтобы ничто не препятствовало «собеседованию» (Рорти).
Налицо признаки того, что ядом эстетики заражена также и философия — до такой степени, что надеется найти в ней лекарство от собственного разочарования. Она-де почерпнет в эстетике утешение, сохранив благодаря ей контакт с реальностью. Если реальность эстетизируется, философия займется эстетикой, или даже станет эстетикой, — и останется дочерью своего времени.
Ей следует, однако, помнить, что все это — сплошной вздор. Прежде всего потому, что философии никогда не избавиться от своей незаконнорожденности. Преждевременная или запоздалая, она всегда остается отпрыском морганатического брака; очень редко ее время признается в своем отцовстве. И не без оснований. Мысль Спинозы, как и живопись Рембрандта, — не вполне отпрыск голландского семнадцатого века. Как и художественное, философское не сводимо к культурному.
* чувственными восприятиями (греч.) ** бессильная мысль (итал.)