Смерть и умирание

Причина того, что все хотят избежать смерти, кроется в том, что Вечность - наша истинная природа.

Смерти не нужно бояться,

ведь это приятное, счастливое событие,

и оно приносит страдание лишь тем,

кто полон гнева, жадности, привязанности, ненависти.

Смерть наступает лишь для активного ума.

Даже боги должны предстать перед ней.

Все умирают, но печали быть не должно,

так как Тот, кто обитает Внутри, продолжает жить.

Смерть - это всего лишь возвращение

пяти элементов к своим истокам.

Сущность волны, океана, дождинки - Вода:

ничто не может быть потеряно.

Касаясь Океана, капля становится Океаном.

Так что не бойся смерти, ибо ничто не будет потеряно,

так же как ничто не может быть обретено.

Смерть забирает лишь тех, кто стал чем-то, смерть забирает тело, одеяние. Смерть - это глупая идея.

Самсара есть желание, желание - самсара.

Желание создает сновидение и множит его.

В последний момент пребывания в теле

все дремлющие страхи, тенденции и волнения сна

предстанут перед тобой.

То, что наиболее для тебя интересно,

самая желанная мысль из всех,

что ты видишь в ментальном потоке,

станет твоим следующим решением!

Любые отпечатки в твоей памяти

будут твоим следующим рождением.

В это мгновение ты должен помнить только свое Я.

И тогда, когда остановится Сердце, его место займет Сердце Вечное. Так что тебе не нужно беспокоиться: когда придет смерть, просто смейся!



Истина есть


Жить мудро



 


Мне сейчас очень тяжело, я не могу освободиться от трав­мы, связанной со смертью моей дочери.

Если ты думаешь о своей дочери, это значит, что ты не находишься на Сатсанге. Оставь все. Кто не знаком с поте­рей любимых людей? Находясь здесь, будь здесь и не думай о прошлом. Используй настоящее и то, что дается тебе в на­стоящем.

Мне кажется, что смерть вечна и что любовь ушла. Так ли это?

Если ты будешь помнить о том, что смерть вечна, то ты будешь знать, как относиться к тому, что в какой-то момент что-то уходит. Даже когда твой ребенок только родился, смерть уже следовала за ним, и рано или поздно все суще­ства окажутся проглоченными этим монстром.

Есть лишь один способ избежать смерти. Вот он: Познай Свое Я, Сейчас.

Все пребывают в коме. Все бесчувственны, все спят. Так что лучше всего не тратить время. Не жди завтра. Сделай это сейчас и установи, какова же реальность тех вещей, ко­торые находятся перед тобой. В сновидении ты видишь се­бя рядом с прекрасной девушкой, и твоя любовь длится го­ды. Но когда ты просыпаешься - где она? Подобно этому, у тебя были жены и мужья в течение твоих многочисленных жизней - и где они сейчас? Они являются сновидением. Все, что появляется и исчезает, должно быть сновидением. То, что не появляется и не исчезает, должно быть реальным. Ус­танови же, что является истинным, пребывающем внутри те­бя. Что представляет собой это нечто, что не имеет ни появ­ления, ни исчезновения? Установи это прямо сейчас.

Я хочу умереть.

Ты не можешь этого сделать! Твое тело может исчезнуть, но умереть ты не можешь. Ты не являешься этим телом, ты Не Умрешь! Это то переживание, которое ты получишь


Здесь. Ты вне пределов рождения и смерти. Ты должен вы­яснить это все, прежде чем наступит смерть тела. Пойми, что такое смерть и рождение. Побудь здесь несколько дней, и ты поймешь это.

Идея того, что я не есть это тело, является для меня чисто теоретической. Могли бы вы сделать ее практической?

Ты должен знать, что смерть относится только к телу, и что ты являешься Тем, что никогда не умрет. Как-то одна па­ра потеряла своего единственного сына. Они принесли труп ребенка к святому и попросили его вернуть мальчика к жиз­ни. Святой сказал, что это будет очень легко сделать, и все, что от них требуется, - принести горстку земли из дома, в котором никто никогда не умирал. Муж и жена посетили множество мест в поисках дома, в котором никто не уми­рал, но, конечно, они не смогли найти такового. Все когда-то пережили смерть близких людей. В конце концов, они вернулись обратно к святому, владеющему знанием о смер­ти: кто бы и что бы ни было рождено, появляется на свет для того, чтобы умереть, ибо смерть следует по пятам за всеми именами и формами.

На Сатсанге нет смерти, ибо тот, кто находится на Сат­санге, знает, что смерть происходит лишь с телом, а он те­лом не является. Смерть бывает только для имени и фор­мы. Не имеющее имени и формы Единое не умрет никогда. Это то, что не имеет привязанности к телу, уму, эго, чувствам и объектам. Сделай эту теорию практическим знанием, по­знав свою цель. Она заключается в том, чтобы наслаждать­ся привязанностями или в том, чтобы быть Свободным? Тог­да твои глаза откроются, и ты не будешь больше бояться смерти.

Я вижу в твоих глазах неописуемый страх. Что это?

Я боюсь, что умру прямо сейчас. Я чувствую, что если я не покину Лакнау, я умру, но я чувствую, что не могу уехать.

Этот страх смерти находится в уме, и он обоснован, ибо это будет смерть ума. Не приписывай смерть ума себе. Ког­да ум умрет, ты будешь жить, и ты обретешь Свободу.

Именно ум вселяет в тебя этот страх и заставляет тебя убегать отсюда, ибо смерть нависла над ним! На Сатсанге


происходит смерть желания, но все это лишь ум. Не бойся. Упорно иди к цели. Оставайся здесь и позволь своему уму умереть. Оставайся здесь и преодолей эту смерть. Не со­ставляй больше компанию своему уму. Не будь трусом. При­гласи смерть явиться, и ты станешь вечностью.

Ты имеешь лишь один выбор:

позволить жить уму или позволить жить своему Я.

Это решение должен принять ты.

Почему этот страх смерти так овладел тобой?

6 прошлом месяце, пока я был в Индии, в Англии умерли моя мать, мой отец и один из самых близких друзей. Навер­ное, я хочу избежать смерти потому, что боюсь ее.

Никто и никогда не избежал смерти, со времени сотворе­ния мира до наших дней! Каждый, кто рождается, должен умереть, поэтому это так естественно. Зачем же бояться этого? Зачем бояться смерти? Каждый должен умереть, а если ты будешь убегать, этим ты себя не спасешь.

Есть только одно место, где ты можешь избежать смерти, и оно находится ЗДЕСЬ. Поскольку ты никогда не рождался, ты никогда и не умрешь, ибо ты не являешься телом. Рожда­ется тело, и оно должно умереть. Внутри же тела пребыва­ет нечто Вечное, что ты еще не знаешь. Если ты будешь ТЕМ, кто сможет прикоснуться к тебе? Если знаешь, что ты не есть ум, тело и чувства, что ты есть нечто, что обитает внутри, что сможет затронуть тебя? Если ты знаешь это, твой страх исчезнет.

В действительности никто не рождается и никто не уми­рает. Именно ум дает рождение всему миру. Тебе снится, что ты болен, и врач говорит, что тебе осталось жить одну неделю; ты ужасно пугаешься. Врач, болезнь, тело - все это было в сновидении, но когда ты просыпаешься утром, где этот врач и умирающий больной? На Сатсанге ты узнаешь, что все это является сновидением! Если есть страх, значит тебе снится сон!

Если возникает страх, значит, ты видишь сон. Все страхи принадлежат лишь сновидению.


Когда ты просыпаешься, страх исчезает. Пробуждение означает полное отсутствие страха, и это называется Про-бужденностью. Тогда ты будешь знать: «Я Вечен, никакая смерть не может коснуться меня». Это бесстрашие.

Так что вместо того, чтобы убегать, тебе лучше утешить свою семью, рассказав им, как освободиться от страха. Вна­чале устрани страх в себе, а затем расскажи об этом своим друзьям и согражданам. Смерть унесет только то, что име­ет форму. Так что все формы умрут, ты же являешься Тем, что не имеет формы, и ты никогда не умрешь, поэтому не нужно ничего бояться!

Я испытываю определенный ужас по отношению к смерти.

Просто пойми, что все, что рождено, должно умереть! Ты не можешь избежать этого! Все умирают: боги, святые и му­дрецы, так что не бойся смерти. Смерть - это наступление времени отдыха, когда птица вылетает из своей старой клет­ки. Смерть - это Верховная Мать, любящая Мать всех Су­ществ, которые не знают, что она в действительности лю­бит их, и боятся ее.

Проблема состоит в том, что все говорят о смерти, ни ра­зу не пережив ее. Очень немногие люди говорят о смерти и о состоянии после смерти на основании собственного опы­та, и те кто пережил ее, не испытывают страха перед ней, они описывают ее, как нечто прекрасное. Только живые бо­ятся смерти, не мертвые! Люди не могут с полным правом говорить о том, что они сами не пережили на опыте.

Наука не понимает смерть, но как только ты узнаешь Ее, ты будешь также знать, что она является Верховной Мате­рью, дающей тебе отдых, который ты не мог дать себе сам. Так что не бойся смерти. Это прекрасная встреча. Ни один покойник не жалуется на то, что ему плохо! Побудь с ними и, может быть, ты также обретешь Покой!

Что происходит, когда достигший самореализации человек оставляет тело?

Нет такого понятия, как «человек, достигший самореали­зации», ибо самореализация происходит только тогда, ког-



Истина есть


Жить мудро



 


да никакого человека нет. Когда нет индивидуума, нет и во­проса о приходе и уходе! Человек - это лишь временное ви­димое проявление в неизменном Я.

Этот человек является дживой, душой?

Да, и джива представляет собой исполнителя, пучок или скопление желаний, сомнений и страхов.

Как избежать смерти?

Ты когда-нибудь находилась в состоянии тишины, отсут­ствия мыслей? Это и есть метод избежания смерти. Сделай это сейчас, не думай о прошлом или будущем, и я увижу, действительно ли ты делаешь это. Сказать, что ты делаешь это, недостаточно. Сделать это - значит сохранять безмол­вие одно мгновение. Находясь в промежутке между про­шлым и будущим, скажи мне, кто ты.

Я не могу этого сказать.

Ты говоришь «я не могу», но тем не менее ты говоришь. Кем является то, что говорит: «Я сделал это» и «Я не могу этого сказать?» Ты не сделала того, что я просил. Ты гово­ришь неправду!

Я пытаюсь сделать это.

Эти попытки относятся к будущему. Ты была с какими-то глупцами, которые научили тебя этому.

Вы могли бы рассказать о том, что происходит с сознанием в момент смерти и после смерти?

О том, что происходит после смерти, я поговорю с тобой после смерти. Как я могу говорить о том, что бывает после смерти, если я Сейчас жив? Тебе нужно написать мне после смерти. Не забывай о Сейчас!

Моя мать недавно умерла, но я не горюю по этому поводу, так как мне ясно, что то Я, которым является она, есть то же Я, которым являюсь я, а также то Я, которое окружает меня. Я скучаю по ней, но я понимаю, что скучаю по ее эго и имен­но его люблю. Я так благодарен вам за вашу Милость, кото-


рую я ощутил в тот день, когда она умерла. Я был очень глу­боко тронут.

Я очень рад за тебя. Это и есть Учение! Каждый, кто при­ходит, должен уйти, и никто не может изменить этого. Исти­на заключается в том, что ничего не появляется, и ничего не исчезает.

Что касается любви по отношению к ее эго, на Сатсанге это не допускается. Точно так же как ты оставил снаружи свою обувь, ты должен оставить там и свою голову!!! Поте­ря головы ради Просветления - очень низкая цена, не мед­ли. В этой сделке на одной стороне Покой и Мудрость, а на другой - эго.

Пожалуйста, заберите мою голову!

Когда ты это говоришь, я вижу человека без головы. Это так прекрасно; здесь есть несколько людей, у которых нет головы, и они прекрасны. Наибольшую пользу Сатсанг при­носит тем, кто приходит без головы, без эго.

Давайте поговорим о смерти и умирании, а также о рае и аде.

Все эти представления навязаны тебе. Вместе с идеей о рае ты придерживаешься идеи о том, что ты не находишься в рае. Это является препятствием. Чтобы быть свободным, ты должен избавиться от всех этих препятствий. Ты должен освободиться от препятствия «я несвободен». Поэтому-то ты и пришел Сюда. Не для того чтобы стать Свободным, а чтобы убедиться и подтвердить то, что ты всегда был Сво­бодным. Вся твоя жизнь была длинной цепью постоянно по­вторяющихся убеждений - «я связан», «я страдаю», «я умру». Ты все время придерживался этих представлений. Просто избавься от них! Свобода находится Внутри, и она ждет те­бя, она готова обнять тебя, а ты поворачиваешься к ней спи­ной. Если что и является смертью, так это твое игнорирова­ние Я и твои собственные представления, идеи и намерения относительно связанности и страдания.

Установи же, кто связан, и кто страдает. Выясни, кем ты являешься. Ты - не одежда, не кожа, не волосы или ногти. Ты - не кости или мышцы или мозг. Ты - не эго или ум или чув­ства. Устрани все это всего на одно мгновение, и что оста-



Истина есть


Жить мудро



 


лось? Отбрось то, чем ты не являешься, и что предстает пе­ред тобой? Если ты не есть все эти вещи, которые появляют­ся и исчезают, что тогда является тобой? Что остается?

Просто «Я».

«Я» останется, и оно не умрет. То, что ты отбросил, ум­рет, но то, что остается после того, как все отброшено, на­ходится вне концепции смерти и рождения. Вернись домой и познай самого себя, избавившись от всех этих представ­лений, которых ты так долго придерживался: «Я есть тело, ум, эго, чувства, я есть этот проявленный объект». Все это концепции, и они исчезают в состоянии сна. Но поскольку сон - это состояние неведения, ты не видишь, что остается после того, как эти идеи исчезают, позволяя тебе уснуть. Ус­танови же, кто остается пробужденным в состоянии сна. Тем ты и являешься, Тем ты должен быть, и То СВОБОДНО! Да­же состояния бодрствования, сновидения и сна не могут коснуться Того, не говоря уже о смерти, рае и аде. То не ум­рет никогда, и ты являешься Тем.

Даже если ты говоришь «я не есть То», кто остается осо­знающим, чтобы знать, что он не есть То? Что осознает не­ведение и сомнения? Кто осознает страдание и счастье? Что за Сознание присутствует Здесь, которое необходимо даже для того, чтобы породить сомнение в том, что ты есть Сознание? Ты никак не можешь убежать от Истины, ибо Это то, чем ты являешься.

То, что нереально, не существует даже Здесь и сейчас, да­же если я хорошенько постараюсь и притворюсь, что это не так.

Именно! Если ты знаешь, что веревка не является змеей, тебе трудно представить, что это змея, даже если ты пыта­ешься увидеть ее таковой. Однако веревка не менялась, это все было твоей концепцией, включая палки и камни, кото­рые ты схватил, для того чтобы убить змею! Посмотри и убе­дись сам, что это веревка. Будь безмолвным и отбрось все концепции, идеи и намерения.

Похоже, нужно многое забыть из того, что знал.

Это избавление от всего, что ты хранил в своих мешках, освободись от них. И тогда Это раскроет Себя Себе. Говоря


о мешках, я вспомнил об одном саньясине, который был у меня лет двадцать назад.

Он был довольно знаменит на юге страны и имел семнад­цать ашрамов, однако он был явно неудовлетворен. Он при­был в Харидвар с двумя автобусами своих учеников, направ­лявшихся в Бадринат. Этому свами было восемьдесят лет, мне - шестьдесят. Он пришел ко мне в гостиничный номер, прослышав от своих друзей, что я могу помочь ему. Он во­шел ко мне в комнату и объявил: «Пунджаджи, всю свою жизнь я был йогом. Вы могли видеть мои снимки в газетах. Меня закапывали заживо в землю на сорок дней без еды, воздуха и воды. Это был эксперимент, который проводили ученые и врачи с целью доказать невероятные возможнос­ти йоги. Я просто вошел в самадхи, вот и все. Так что с йо­гой я знаком, и нет нужды говорить о ней».

Затем он продолжил: «Также в течение десятилетий я уг­лубленно изучал все Веды и Упанишады, Махабхарату и Ра­маяну, Брахма Сутры, Бхакти Сутры и Йога Сутры, а также книги всех существующих религий. Так что об этом мы тоже не будем говорить. Этому всему я обучаю в своих ашрамах, и ни в одном писании нет ничего такого, чему Вы могли бы меня научить. Также Вам не нужно говорить ничего о тантре, янтре и мантре. Не упоминайте и Джняну с ниджняной. Итак, Пунджаджи, я прибыл сюда к Вам за помощью. Есть ли что-нибудь такое, что Вы можете мне сказать?».

Я ответил: «Да, Свамиджи, есть. Но вначале, пожалуйста, заберите мешок со всем этим мусором, который вы прита­щили в мою комнату, вынесите его наружу и приходите сно­ва. Тогда я поговорю о том, что вы не упомянули».

Он смотрел на меня непонимающими глазами, поэтому я повторил: «Свамиджи, я здесь, для того чтобы помочь вам, но не могли бы вы вначале вынести этот мешок с мусором за дверь? Когда будете входить, оставьте его снаружи». Он медленно направился к двери, а затем, потрясенный, обер­нулся. Он смотрел на меня, а я - на него! Затем он подошел ко мне и попытался коснуться моих стоп.

«О нет, Свамиджи, - возразил я, - вы - санньясин и уче­ный, и к тому же вы на двадцать лет старше! Я не имею пра­ва принимать ваши почести».

Он ответил: «Я впервые понял, что такое Просветление.



Истина есть


Жить мудро



 


Теперь я знаю, что должен оставить все, что изучил. И тогда я найду свет, я найду свое Истинное Я. Я дурачил и обманы­вал множество людей. Прямо сейчас я поведаю своим учеб­никам Истину! Когда я могу вернуться, чтобы снова встре­титься с Вами?».

«Свамиджи, вам не нужно возвращаться», - сказал я.

Позже я узнал, что этот высокомерный Свами полностью преобразился, стал счастливым человеком и куда-то уда­лился на длительный ритрит.

Так что освободись от всех представлений и концепций, которые ты лелеял, и просто Будь Свободным. Свобода ждет тебя уже миллионы лет, а ты все хранишь свои сомне­ния и страхи, такие как «я был рожден», «я страдаю», «я со­старюсь и умру». Это все лишь концепции, и когда ты осво­бодишься от них, ты узнаешь, Кто ты Есть. Сделай это пря­мо Сейчас, не откладывая ни на одно мгновение. Кто ты Есть в промежутке между прошлым и будущим? Тебе не нужно выполнять какие-либо упражнения или практиковать меди­тацию. Здесь ты найдешь Свет! Может ли смерть проник­нуть в это Мгновение?

Это твое Место, твоя собственная обитель, Пребывай Здесь.

Смерть моего отца привела меня к глубокому молчанию, в котором отсутствовало время, а моя мать умерла, будто танцуя, и когда она попрощалась со своим телом, мы были объяты одним пламенем любви. Смерть их обоих подарила мне столько любви и свободы. Пребывание рядом с вами возвращает меня к этому прекрасному дару. Пападжи, вы могли бы раскрыть для меня тайну красивой смерти?

Это великолепная смерть, когда человек может умереть в полном сознании и попрощаться с родственниками. Это прекрасно, но большинство начинают плакать и страдать в силу привязанностей.

Время наступления смерти может быть очень болезнен­ным для умирающего, если он привязан к каким-то вещам. Тогда это подобно срыванию полотна ткани с куста, усыпан­ного колючками. Колючки привязанности цепляются за по­лотно твоего ума и вызывают сильное страдание. Я видел


одного человека, который, умирая, дрался с теми, кто при­шел его забрать. Он даже вооружился пистолетом, и эта борьба продолжалась целый час, пока он не упал замертво.

Однако те редкие люди, которые свободны от привязан­ности, ощущают лишь то, что их дыхание остановилось. Больше они не чувствуют ничего, только остановку дыхания - вот и все. Это смерть человека, который был предан сво­ему делу. Такие люди красиво покидают эту вселенную. Да­же животные могут иметь эту красивую смерть.

Однажды слон, у которого было три жены и пять детей, отправился на озеро, чтобы искупаться. Когда он вошел в воду, огромный крокодил схватил его за ногу и начал та­щить. Слон посмотрел на своих жен и детей и стал звать их на помощь, но они лишь стояли и наблюдали. Крокодил ута­щил его на глубину, и вот слон поднял свой хобот над водой, чтобы сделать последний вдох. В этот момент он увидел цветок лотоса, сорвал его и предложил тому неизвестному, кто может спасти его. Он смотрел в небо и взывал о помощи!

И, конечно, явился некто, о ком слон никогда раньше не думал, перебил челюсти крокодила и освободил несчастно­го. Слон вернулся на берег озера, но не стал разговаривать со своими женами и детьми, а удалился в одиночестве в са­мую чащу леса. Он понял, что те привязанности, которые так держали его, не имеют никакой пользы, и что только Это мо­жет помочь. К семье он больше не вернулся, но после смер­ти попал на небеса. Последняя мысль, последний вдох мо­гут оказать помощь каждому из нас.

Я боюсь смерти и чувствую, что скоро умру.

Каждый из нас умрет. Каждое тело. Твои бабушки и де­душки еще живы? А твои родители? Это умирание будет продолжаться по мере того, как мы будем становиться ба­бушками и дедушками своих внуков. Так что не переживай по поводу смерти тела.

То, что рождено, должно умереть, не нужно беспокоиться об этом. В смерти есть такое наслаждение, которого ты не найдешь в жизни.


642 Истина есть

Не желай сохранения этого тела, потому что, когда оно старится, смерть становится благом. Что хорошего в том, чтобы иметь тело, продолжающее жить после достижения глубокой старости? Я расскажу тебе историю о группе лю­дей, которые хотели сохранить свои тела молодыми.

Недалеко от Таксалы есть один туннель, или пещера.

Когда смерть Александра Великого уже замаячила на го­ризонте, хотя ему было всего тридцать два года, он решил посетить эту пещеру. Один йог на берегу реки Джелум ска­зал ему, что он умрет молодым, и вот он пришел к этой пе­щере, в которой находилось озеро нектара бессмертия. Единственной загвоздкой был тот факт, что каждый, кто за­ходил в пещеру, чтобы добраться до озера, никогда не воз­вращался обратно. Александр был, конечно, очень умным человеком и, въехав в пещеру на лошади, оставил у входа ее новорожденного жеребенка. Он доверил свою жизнь обо­нянию кобылы и ее желанию вернуться к своему детенышу.

В конце концов, он нашел это озеро, на берегу которого проживало двадцать пять человек. Александр спросил их, кто они такие, и они ответили: «Как-то мы прослышали об этом озере и пришли сюда, чтобы испить нектара. Но сей­час, хотя нам уже десять тысяч лет и эта жизнь надоела нам до чертиков, мы не можем умереть. Мы не можем умереть благословенной смертью». Как я уже сказал, Александр был очень мудрым человеком и после беседы с этими живыми скелетами, которые даже не имели представления о том, какая эпоха на дворе, он вернулся обратно, так и не вкусив нектара, и вместо этого испробовал вкус своей естествен­ной смерти.

Итак, твое тело будет жить на этом базаре лет сто, но не нужно беспокоиться, этот рынок не принадлежит тебе. Он принадлежит «другому», и о нем позаботятся, как это было до твоего рождения и будет после твоей смерти.

Все твое внимание должно быть направлено на Единое,

на того, кто создал это мир,

и кто позаботится о нем.

Не веря в это, мы попадаем в беду.

Так что не бойся смерти.