В догосударственный период

Образование государства в разных странах шло по-разному. Выделяют три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Формирование государства в Афинах происходило классическим путем (из внутренних противоречий), где имели не маловажное значение реформы Тезея, Солона и Клисфена.

Реформа Тезея сводилась к разделению населения на три класса: евпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников), а также учреждению центральной власти.

В основу реформы Солона разделения общества на четыре класса лег имущественный ценз (размер и доходность землевладения). По Солону, первые три класса могли занимать высшие должности в государстве, а главные руководящие должности – только представители первого класса. Четвертому классу предоставлялось лишь право выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи).

Процессу возникновения государственности у древних римлян способствовала борьба между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население, которое не допускалось к управлению обществом).

Завоевание территории Римской империи способствовало возникновению государства древних германцев, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. В существовавших условиях не представлялось возможным не принятие населения римлян в родовые объединения, над которыми необходимо было устанавливать господство, что повлекло установление иной организации публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.

Факторы, послужившие для возникновения государств, сказались как на формальных, так и на типологических особенностях появившихся государств. При всем их многообразии всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти:

1. Государство основывается на территориальной общности своих граждан или подданных, в то время как родоплеменная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов первобытного общества.

2. Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер, специфика которого в следующем:

– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества, и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

– реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений политической власти обеспечивается специально созданным карательным аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы различные налоги и сборы.