Тема 5. Частотные распределения и описательные статистики.

Понятие распределения. Основные распределения частот. Проверка нормальности распределения. Процедуры и алгоритм проверки нормального распределения в SPSS. Тест Колмогорова-Смирнова. Модуль описательных статистик и его характеристики. Основные статистики: среднее, мода, медиана, ошибка среднего, стандартное отклонение. Модули частот и исследования переменных. Построение описательных частотных таблиц.

 

Тема 6. Графическое представление частотного распределения в SPSS.

Графические возможности SPSS. Базовый и специальный модули. Построение графиков распределения частот переменных в SPSS. Основные способы графического представления данных. Совместимость и конвертация графиков, построенных в SPSS в программы Microsoft Office.

 

Тема 7. Анализ связи между переменными.

Понятие статистической связи. Виды связей. Устойчивые и неустойчивые связи. Случайные и неслучайные связи. Статистическая значимость. Корреляция. Расчет корреляционной связи между переменными в SPSS. Зависимые и независимые переменные. Виды корреляций. Коэффиценты корреляции Пирсона, Спирмена, Кендела.

 

Тема 8. Сравнение выборок и проверка гипотез о равенстве средних.

Выборки и их характеристики. Зависимые и независимые выборки. Формулировка гипотезы о равенстве выборок. Статистические процедуры проверки равенства средних. Т-статистики и их расчет в пакете SPSS. Проверка гипотезы об отклонении среднего от заданного значения. Сравнение двух независимых выборок. Сравнение двух зависимых выборок. Статистическая значимость результатов.

 

Раздел 3. Составление аналитических отчетов.

 

Тема 9. Формирование данных для отчета.

Аналитический отчет по исследованию и его специфика. Цели и задачи исследования. Проверяемые гипотезы. Отбор переменных для формирования отчета. Конвертация данных из SPSS в Word, Excel, Power Point. Устранение избыточности информации. Определение оптимального количества параметров для предоставление в отчете.

 

Тема 10. Составление презентаций.

Отличительные особенности презентации по исследованию. Визуальное оформление презентаций. Работа в Power Point. Выбор данных и их фильтрация для формирования презентации. Составление слайдов: основные принципы и правила оформления. Учет целей и задач исследования при оформлении презентаций. Графики, гистограммы и прочие способы графического представления статистических данных в презентации.

 


Вопросы к зачету:

1. SPSS и его краткая характеристика.

2. Рабочее поле программы и его особенности.

3. Алгоритм формирования основы анкеты в SPSS.

4. Виды шкал в SPSS и способы их учета в программе.

5. Ввод данных в SPSS.

6. Частотные распределения и их характеристика.

7. Проверка нормального распределения переменной в SPSS.

8. Описательные статистики. Вывод описательных статистик в SPSS.

9. Исследование данных в SPSS.

10. Расчет основных показателей статистики в SPSS.

11. Меры центральной тенденции и их характеристика.

12. Графические возможности SPSS. Способы графического представления данных в SPSS.

13. Гистограмма и ее характеристика. Графический вид нормального распределения.

14. Статистическая значимость.

15. Связь между переменными. Виды связи.

16. Зависимые и независимые переменные.

17. Корреляция, основные коэффиценты корреляции и их характеристика.

18. Расчет корреляций в SPSS.

19. Выборка. Зависимые и независимые выборки.

20. Формулирование и проверка гипотез о равенстве средних.

21. Параметрические тесты. Т-критерий.

22. Проверка гипотезы о средних в SPSS.

23. Алгоритм составления аналитического отчета по исследованию.

24. Презентации и особенности предоставления отчета по исследованию заказчику.

Литература.

Основная:

Бююль А., Цефель П. SPSS. Искусство обработки информации. ДиаСофтЮП, 2005

Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: ГУ ВШЭ., 2006

Наследов А. SPSS 15. Профессиональный статистический анализ данных.СПб: Питер, 2008

Пациорковский В.В. SPSS для социологов. М.: ИСЭПН РАН, 2005

Рождественский А.Н. Анализ данных в социологических и маркетинговых исследованиях с по-мощью статист. Пакета SPSS 14.0. СПб., Интерсоцис, 2008

Дополнительная:

Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1998

Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. Вильямс, 2007

Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS. М.: Инфра-М, 2008

Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М.:КДУ, 2007

Хили Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования. СПб: Питер, 2005

Черчилль Г. Маркетинговые исследования. СПб: Нева, 2004

 

 


[1] В принципе, можно даже говорить не о социологии, как таковой, а о любой другой научной дисциплине, в рамках которой работает исследователь, т.к., как уже было отмечено выше, программа позволяет решать задачи не только в области социологии, но и в психологии, истории, философии, биологии и др.

 

[2] Более подробно вопросы составления анкеты, особенности мотивации респондентов и пр. можно посмотреть в специальной литературе по социологическим исследованиям. Например, Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1998; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М, 1998; Ноэль-Нойман Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1993. В рамках же данной работы мы намеренно не останавливаемся более подробно на вопросах составления анкетного опросного листа и методологии проведения исследования, так как это не соответствует целям представленной работы.

[3] Подобная мысль довольно четко звучит у З. Баумана. См. Бауман З. Социологическое воображение. М., 1995.

[4] В данном пособии рассматривается англоязычная версия программы SPSS. В принципе, в настоящее время доступна и русскоязычная версия программы. Однако, в некоторых случаях, пользователи продолжают пользоваться англоязычной версией. В данной работе сознательно рассматривается именно англоязычная версия программы, т.к. пользователь, освоивший ее гораздо проще (практически без дополнительных усилий) способен перейти на русскоязычную версию. Обратный переход (с русскоязычной на англоязычную) более сложен.

[5] В принципе, если сразу осуществлять ввод данных – переменная автоматически идентифицируется и в поле Variable View проставятся автоматически параметры. Но по умолчанию это будет переменная с числовой параметрической шкалой. Именно по этой причине лучше начинать процедуру именно с определения структуры анкеты и подготовки самой формы.

[6] Более подробно можно посмотреть Бюлль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. ДиаСофтЮП, 2005

[7] См. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1998

[8] Подробнее – см. например Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1998

[9] Чуть ниже мы рассмотрим к чему может приводить пренебрежение подобным правилом.

return false">ссылка скрыта

[10] В данном случае мы предполагаем именно изменение величины от отрицательного значения к положительному. Исследователь вправе отсчет вести наоборот – измеряя именно силу отрицательного отношения. В таком случае нумерацию можно оставить прямой, но главное – помнить об этом на этапе интерпретирования результатов.

[11] В данном случае мы ориентируемся на более ранние версии программы, в которых нельзя имя задавать русскими буквами. Кроме того, исследователь вправе проигнорировать это поле. В таком случае, оно будет заполнено автоматически в виде номера. Однако, для облегчения дальнейшей работы с массивом данных все же рекомендуется не пренебрегать данной процедурой.

[12] В дальнейшем исследователь сам вправе определить степень подробности определения переменных.

[13] Здесь и далее результаты выполнены на основе вымышленных данных и служат исключительно примерами.

[14] Значение взято мо модулю, т.е. как 0,5, так и -0,5. остальные коэффициенты – аналогично.