ЭВОЛЮЦИЯ ГАРМОНИИ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
Из сказанного видно, насколько зависима музыкальная форма от гармонии, точнее, насколько едино их взаимодействие в музыкальной композиции в целом. Поэтому эволюция гармонической системы в европейской музыке XIX-XX вв., направленная на расширение круга входящих в рамки тональности гармоний, а следовательно, и на сужение остающегося за пределами этих рамок модуляционного пространства, на каждом новом этапе заново ставит под вопрос возможность выполнения формы. Вопрос этот долгое время решался положительно, однако, говоря схематически, за счет очередного уменьшения модуляционного пространства. На протяжении всего XIX в. процесс подобного перераспределения средств гармонической системы в общем не вызывал особенных затруднений даже у самых смелых новаторов (например, у Листа: см. его «Багатель без тональности», 1885 г.) и ресурсы тональной системы казались неисчерпаемыми. Но в случаях «омнитональности» развитие традиционного типа, как введение более далеких от тоники гармоний, начинает затрудняться вплоть до невозможности; например, если уже вначале: с-Н7 (Вагнер, «мотив судьбы»).
Вместе с тем многозначительно, что в эпоху романтизма вслед за возможностью начинать тему с нетонического аккорда (что у классиков было средством обычно срединного изложения), в середине могли использоваться также более сильные модуляционные средства (в том числе и такие, которые у классиков могли пригодиться скорее для ходообразных связующих партий и даже разработок), соответственно в связующей — еще более сильные (разработочные). А если разработочный уровень фактически уже мог быть в связующей партии, то есть ли еще более сильный контраст? Есть. Это — контраст циклических сопоставлений. И, по-видимому, не без влияния этого фактора (разумеется, не только его) во второй половине XIX в. (и далее) все чаще в сонатную разработку вводятся циклические контрасты (эпизод = медленная часть, эпизод — скерцо, жанровая часть цикла) — так, как если бы собственно гармонических средств уже не хватало. Использование на низших уровнях формы тех средств, которые могли бы длить форму на высших, грозит «имплозией» (взрывом внутрь) и свертыванием крупных форм в малые.
Один из ранних образцов подобного принципиального решения проблемы — соната Листа h-moll (авторская ремарка на рукописи гласит: «окончено 2 февраля 1853»). Приведем ядро этой новой концепции распределения — гармоническую схему главной темы сонаты (пример 291).