ЭВОЛЮЦИЯ ГАРМОНИИ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Из сказанного видно, насколько зависима музыкальная форма от гармонии, точнее, насколько едино их взаимодействие в музыкальной композиции в целом. Поэтому эволюция гармонической системы в европейской музыке XIX-XX вв., направленная на расширение круга входящих в рамки тональности гармоний, а следовательно, и на суже­ние остающегося за пределами этих рамок модуляционного простран­ства, на каждом новом этапе заново ставит под вопрос возможность выполнения формы. Вопрос этот долгое время решался положительно, однако, говоря схематически, за счет очередного уменьшения модуля­ционного пространства. На протяжении всего XIX в. процесс подобно­го перераспределения средств гармонической системы в общем не вы­зывал особенных затруднений даже у самых смелых новаторов (напри­мер, у Листа: см. его «Багатель без тональности», 1885 г.) и ресурсы тональной системы казались неисчерпаемыми. Но в случаях «омнитональности» развитие традиционного типа, как введение более далеких от тоники гармоний, начинает затрудняться вплоть до невозможности; например, если уже вначале: с-Н7 (Вагнер, «мотив судьбы»).

Вместе с тем многозначительно, что в эпоху романтизма вслед за возможностью начинать тему с нетонического аккорда (что у класси­ков было средством обычно срединного изложения), в середине мог­ли использоваться также более сильные модуляционные средства (в том числе и такие, которые у классиков могли пригодиться скорее для ходообразных связующих партий и даже разработок), соответ­ственно в связующей — еще более сильные (разработочные). А если разработочный уровень фактически уже мог быть в связующей партии, то есть ли еще более сильный контраст? Есть. Это — кон­траст циклических сопоставлений. И, по-видимому, не без влияния этого фактора (разумеется, не только его) во второй половине XIX в. (и далее) все чаще в сонатную разработку вводятся циклические контрасты (эпизод = медленная часть, эпизод — скерцо, жанровая часть цикла) — так, как если бы собственно гармонических средств уже не хватало. Использование на низших уровнях формы тех средств, которые могли бы длить форму на высших, грозит «имплозией» (взрывом внутрь) и свертыванием крупных форм в малые.

Один из ранних образцов подобного принципиального решения проблемы — соната Листа h-moll (авторская ремарка на рукописи гласит: «окончено 2 февраля 1853»). Приведем ядро этой новой кон­цепции распределения — гармоническую схему главной темы сона­ты (пример 291).