А. Бородин. «Князь Игорь» (схема)

Гармония тактов 1-4 не поддается объяснению с точки зрения тональных функций (ведь не являются же четыре аккорда некими «побочными доминантами», тяготение которых «не реализовано» в виде разрешения). Межфункциональное поле вводится доминантой g-moll, a выводится в тонику cis-moll (неполное разрешение по об­разцу D7 - T). Внутри поля все абсолютно строго подчиняется прин­ципу моноструктурных функций — четыре аккорда имеют тожде­ственную структуру, причем кроме них в последовании ничего нет (подобная строгость повторений встречается лишь в классической додекафонии). Выбор аккордов строго регламентирован осевым то­ном d, который выступает поочередно в роли аккордовых 1, 5, 3 и 7. Последование аккордов регулируется местными связями: D7 и G7 соотносятся как двойная доминанта и доминанта, а В7 и E7 имеют общий подчеркиваемый тритон d-gis (as), разрешаемый далее в ак­корд cis-moll. Линия мелодии (d-g-b-e) возникает благодаря передви­жению моноструктурных аккордов относительно неподвижной оси (D) и поэтому отражает в обратном направлении интервальную структу­ру самих аккордов (интервалы указаны в полутонах), то есть дают классическую инверсию:

или (с учетом реального расположения звуков аккорда и звуков мелодии):

Одинаковость структуры гармонических комплексов облегчает связь между ними. Это простейший и типичный случай. Но принцип моноструктурных функций хорошо осуществляется также и при лег­ком варьировании аккордовых структур, подобно тому как отноше­ния имитационной повторности в фугато примерно одинаковы и при реальном, и при тональном ответах. Попутно можно заметить, что новое функциональное средство имеет явное сходство с имитацией (только объектом имитации является не мотив, а аккорд). Важно то, что новое функциональное средство не является абсолютно новым, а скорее возобновляет на новом уровне и с новым материалом струк­турные принципы скрепления композиции, идущие от полифони­ческих методов.

Основной функциональный принцип состоит здесь в переходе к аккорду той же структуры на все новой высоте, однако обычно это ограничивается очевидным действием какого-либо иного фактора. Вертикаль регулируется повторностью одной и той же гармониче­ской «константы» (в примере 245 — структурой 6.3.5), горизонталь — выдерживанием какого-либо организующего принципа (в приме­ре 245 — отраженной от осевого центрального тона D инверсии ин­тервальной структуры аккорда-константы).

Если основные тональные функции (а за ними и все прочие, имитирующие их) реализуются при условии явной или подразумева­емой имитации остова созвучия (квинты, трезвучия), то и моно­структурные («рядные») в своей повторности основываются на том же принципе имитации. Существенная разница между ними в том, что центральные функции имеют всеобщее значение, а монострук­турные — сугубо местное. Центральным свойственно широкое при­менение структурного варьирования (мажоро-минорная вариантность терции, всевозможные прибавления и изъятия звуков, альтерация и т. п.); моноструктурные, хотя и имеют эту возможность, обычно обходятся точной имитацией. Зато центральные функции имеют ис­ходным пунктом только два аккорда (ЦЭ) и их части. При моно­структурных же повторениях исходным пунктом может быть созву­чие любой допустимой структуры (в примере 245 — «доминантсепт-аккорд», однако лишенный своего разрешения и поэтому не D7).

Многообразие мультиплицируемых аккордовых форм — также одна из важнейших сторон расширения тональности. В сущности, все обычные тонально-функциональные процессы мультиплициру­ют (умножают) те аккордовые структуры, которые лежат в основе тональности, то есть ее ЦЭ. При моноструктурных последованиях,

конечно, может повторяться и трезвучие (секстаккорд, квартсекст­аккорд) или аккорд, в основе которого лежит трезвучие (то есть такая аккордовая структура, которая вообще обычна для данного стиля), но в принципе для повторений такого типа пригодны какие угодно аккордовые, полиаккордовые и все прочие сочетания (как и их пары, тройки — наподобие секвенций). И в этой открытости, равнопригодности любых структурных форм, для того чтобы стано­виться основой гармонического последования, основой более или менее обширного построения, несомненно кроются богатейшие воз­можности для расширения и внутреннего преобразования тонально­сти. Повторяемые созвучия образуют по отношению к ЦЭ-тонике дополнительный конструктивный элемент (ДКЭ).

В первой схеме примера 246А последование аккордов еще объяс­нимо с позиции традиционных тональных функций; но и в нем доминирующим фактором гармонии является принцип ряда — «ими­тация» исходной структуры (мажорный секстаккорд 3.5 в верхних голосах), причем опорой служит мажорное трезвучие. Во второй же схеме (пример 246Б) последование аккордов, являющееся «вариа­цией» первого, уже необъяснимо с этих позиций, и аналогичный принцип ДКЭ из подчиненного временно превращается в главный.