СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МАЖОРО-МИНОРНЫЕ СИСТЕМЫ
Процесс смешения основных ладов европейской музыки в XIX в. — одна из самых важных сторон расширения тональности. Спецификой является здесь расширение ладовых ресурсов тональности за счет «вбирания» одним ладом всех специфических ладовых красок другого, прежде всего одноименного (также фригийского; также параллельного лада противоположного наклонения).
Термин «мажоро-минор» обозначает тип гармонической системы, характеризующийся смешением ладов (противоположного наклонения). Сами лады называются: мажоро-минор (мажор, обогащенный гармониями минора) и миноро-мажор (минор, обогащенный гармониями мажора). Таким образом, термин «мажоро-минор» может употребляться в двух значениях.
С точки зрения интервального рода, мажоро-минор есть уже хроматическая система (до сих пор были показаны лишь отдельные хроматические явления), так как объединяет в себе и «диезную», и «бемольную» стороны лада, выходя принципиально за черту шестиквинтового звукового сообщества (см. пример 235А, Б, В). Естественно, в мажоро-миноре также широко распространены и фригийская гармония, и двойная доминанта (со своими ограничениями и особенностями).
Однако как музыкальное, гармоническое явление мажоро-минор представляет собой первую ступень хроматической системы, так как поначалу смешение ладов выступает в форме их чередования, то есть, в точном смысле слова, в виде ладовой переменности при незыблемой тональной централизации (в своих еще скромных формах смешения диатонических элементов мажоро-минор — система миксодиатоническая, лишь находящаяся на пути к собственно хроматике). Поэтому терминологически целесообразна исторически сложившаяся дифференциация понятий: мажоро-минор как переменный
лад условно не называется хроматической системой, хотя постепенно эволюционирует в сторону хроматической.
Есть фактор, который позволяет проводить объективную гармоническую грань между миксодиатоническим мажоро-минором и собственно хроматической системой гармонии. Мажоро-минор есть такое расширение тональной системы, где каждый аккорд охватывается непосредственной, прямой связью (D, S) с тоникой. (Точно так же как и в каждом из двух составляющих эту систему структурных слоев в отдельности — мажоре и миноре.) Хроматическая же система в собственном смысле слова определяется использованием аккордов за пределами этой связи, однако с принципиальной возможностью прямого контакта с тоникой (например, в соотношениях нII-I, нV-I, нVI>-I в мажоре; об этом см. в § 31 настоящей главы).
В процессе смешения ладов принимают участие все постоянно употребительные ладообразования, в том числе — это особенно важно подчеркнуть — и фригийского лада, тесно примыкающего к минору. В § 14 было показано, что «неаполитанская» гармония по своему существу натурально-хроматическая, фригийского лада, а не альтерационная. И по характеру применения в смешении ладов фригийская гармония полностью сливается с тем, как участвует в процессе смешения минорный лад; она как бы обрисовывает крайне минорную (среди употребительных диатоник) краску.
Поясним сказанное примерами 236.