СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МАЖОРО-МИНОРНЫЕ СИСТЕМЫ

Процесс смешения основных ладов европейской музыки в XIX в. — одна из самых важных сторон расширения тональности. Специфи­кой является здесь расширение ладовых ресурсов тональности за счет «вбирания» одним ладом всех специфических ладовых красок другого, прежде всего одноименного (также фригийского; также па­раллельного лада противоположного наклонения).

Термин «мажоро-минор» обозначает тип гармонической систе­мы, характеризующийся смешением ладов (противоположного на­клонения). Сами лады называются: мажоро-минор (мажор, обога­щенный гармониями минора) и миноро-мажор (минор, обогащенный гармониями мажора). Таким образом, термин «мажоро-минор» мо­жет употребляться в двух значениях.

С точки зрения интервального рода, мажоро-минор есть уже хро­матическая система (до сих пор были показаны лишь отдельные хроматические явления), так как объединяет в себе и «диезную», и «бемольную» стороны лада, выходя принципиально за черту шестиквинтового звукового сообщества (см. пример 235А, Б, В). Естествен­но, в мажоро-миноре также широко распространены и фригийская гармония, и двойная доминанта (со своими ограничениями и особен­ностями).

Однако как музыкальное, гармоническое явление мажоро-минор представляет собой первую ступень хроматической системы, так как поначалу смешение ладов выступает в форме их чередования, то есть, в точном смысле слова, в виде ладовой переменности при не­зыблемой тональной централизации (в своих еще скромных формах смешения диатонических элементов мажоро-минор — система миксодиатоническая, лишь находящаяся на пути к собственно хромати­ке). Поэтому терминологически целесообразна исторически сложив­шаяся дифференциация понятий: мажоро-минор как переменный

лад условно не называется хроматической системой, хотя постепен­но эволюционирует в сторону хроматической.

Есть фактор, который позволяет проводить объективную гармо­ническую грань между миксодиатоническим мажоро-минором и соб­ственно хроматической системой гармонии. Мажоро-минор есть та­кое расширение тональной системы, где каждый аккорд охватыва­ется непосредственной, прямой связью (D, S) с тоникой. (Точно так же как и в каждом из двух составляющих эту систему структурных слоев в отдельности — мажоре и миноре.) Хроматическая же систе­ма в собственном смысле слова определяется использованием аккор­дов за пределами этой связи, однако с принципиальной возможно­стью прямого контакта с тоникой (например, в соотношениях нII-I, нV-I, нVI>-I в мажоре; об этом см. в § 31 настоящей главы).

В процессе смешения ладов принимают участие все постоянно употребительные ладообразования, в том числе — это особенно важ­но подчеркнуть — и фригийского лада, тесно примыкающего к ми­нору. В § 14 было показано, что «неаполитанская» гармония по своему существу натурально-хроматическая, фригийского лада, а не альтерационная. И по характеру применения в смешении ладов фри­гийская гармония полностью сливается с тем, как участвует в про­цессе смешения минорный лад; она как бы обрисовывает крайне минорную (среди употребительных диатоник) краску.

Поясним сказанное примерами 236.