АЛЬТЕРАЦИЯ. К ПРОБЛЕМЕ УВЕЛИЧЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. УВЕЛИЧЕННАЯ СЕКСТА. «СЕКСТА ЧАЙКОВСКОГО»
В аспекте влияния линеарности на аккордообразование следует понимать и традиционную проблему учебников гармонии — альтерацию аккордов. Альтерация всегда трактуется как хроматическое видоизменение тонов аккорда, обостряющее тяготение их к звукам тоники. Поскольку рассмотрение явлений линеарности обычно (в практических учебниках гармонии) не сконцентрировано и не составляет специальной обобщающей темы, то, по существу, и нет основы для объединения линеарности и альтерации. Разумеется, связь альтерации с одним из видов неаккордовых звуков — хроматическими проходящими (также — прилегающими хроматическими вспомогательными) — давно известна (см., например: Чайковский. Руководство к практическому изучению гармонии. С. 118; Риман. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. С. 162-163). Отличие же альтерации от хроматических проходящих (и вспомогательных) не принципиально: оно лишь в том,
что как альтерированный звук рассматривается не со стороны его принадлежности к линии проходящих тонов, а с точки зрения его внутриаккордовой функции (см. § 4 и 5 главы 4). То есть различие — не в сущности дела, а в аспекте рассмотрения.
Так же как мелодико-линеарные процессы могут затрагивать любые аккорды — без всякого отношения к их тональной функции, хроматические проходящие и вспомогательные (типа вводного полутона) могут внедряться в какие угодно аккорды. Естественно, не составляет исключения и аккорд тоники (как и его функциональные спутники). Выше говорилось, что даже при предварении какого-либо аккорда побочной функцией (например, его побочной доминантой) не происходит модуляции и аккорд полностью сохраняет свою основную функцию; тем более нет никаких оснований усматривать модуляцию, смену тоники, при внедрении хроматических проходящих в состав тонического аккорда (см. этюд Шопена ор. 25 № 1, такты 4 и 12). Если квинта мажорной тоники может идти вверх на целый тон в терцию субдоминанты, то этот мелодический целый тон всегда может быть заменен хроматическим движением на два полутона; тональных функций аккордов эти частности голосоведения вообще не затрагивают (как и образуемая проходящими септима в тонике; см., например, в главной теме финала 5-й симфонии Бетховена, такт 6). Аналогичное положение и с хроматическим движением то вниз, то вверх (оборот +Т5-<-6->-5).
Подобно тому как внедряющиеся в аккорд диатонические линейные тоны образуют множество диссонантных форм (из них особенно важны терцовые и квазитерцовые аккорды с септимой и с секстой), и внедряющиеся в аккорд хроматические проходящие и вспомогательные производят множество разнообразных созвучий — альтерированных аккордов.
Риман в своей работе «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre» (с. 97-106) дает следующий длинный ряд альтерированных диссонирующих аккордов (таблица приводится здесь с некоторыми пропусками, функциональная нотация изменена), пример 226.