АЛЬТЕРАЦИЯ. К ПРОБЛЕМЕ УВЕЛИЧЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ. УВЕЛИЧЕННАЯ СЕКСТА. «СЕКСТА ЧАЙКОВСКОГО»

В аспекте влияния линеарности на аккордообразование следует понимать и традиционную проблему учебников гармонии — альте­рацию аккордов. Альтерация всегда трактуется как хроматическое видоизменение тонов аккорда, обостряющее тяготение их к звукам тоники. Поскольку рассмотрение явлений линеарности обычно (в практических учебниках гармонии) не сконцентрировано и не со­ставляет специальной обобщающей темы, то, по существу, и нет основы для объединения линеарности и альтерации. Разумеется, связь альтерации с одним из видов неаккордовых звуков — хрома­тическими проходящими (также — прилегающими хроматически­ми вспомогательными) — давно известна (см., например: Чайков­ский. Руководство к практическому изучению гармонии. С. 118; Риман. Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов. С. 162-163). Отличие же альтерации от хроматических проходящих (и вспомогательных) не принципиально: оно лишь в том,

что как альтерированный звук рассматривается не со стороны его принадлежности к линии проходящих тонов, а с точки зрения его внутриаккордовой функции (см. § 4 и 5 главы 4). То есть разли­чие — не в сущности дела, а в аспекте рассмотрения.

Так же как мелодико-линеарные процессы могут затрагивать лю­бые аккорды — без всякого отношения к их тональной функции, хро­матические проходящие и вспомогательные (типа вводного полутона) могут внедряться в какие угодно аккорды. Естественно, не составляет исключения и аккорд тоники (как и его функциональные спутники). Выше говорилось, что даже при предварении какого-либо аккорда побочной функцией (например, его побочной доминантой) не происхо­дит модуляции и аккорд полностью сохраняет свою основную функ­цию; тем более нет никаких оснований усматривать модуляцию, смену тоники, при внедрении хроматических проходящих в состав тониче­ского аккорда (см. этюд Шопена ор. 25 № 1, такты 4 и 12). Если квинта мажорной тоники может идти вверх на целый тон в терцию субдоми­нанты, то этот мелодический целый тон всегда может быть заменен хроматическим движением на два полутона; тональных функций ак­кордов эти частности голосоведения вообще не затрагивают (как и образуемая проходящими септима в тонике; см., например, в главной теме финала 5-й симфонии Бетховена, такт 6). Аналогичное положение и с хроматическим движением то вниз, то вверх (оборот +Т5-<-6->-5).

Подобно тому как внедряющиеся в аккорд диатонические линей­ные тоны образуют множество диссонантных форм (из них особенно важны терцовые и квазитерцовые аккорды с септимой и с секстой), и внедряющиеся в аккорд хроматические проходящие и вспомога­тельные производят множество разнообразных созвучий — альтери­рованных аккордов.

Риман в своей работе «Handbuch der Harmonie- und Modulation­slehre» (с. 97-106) дает следующий длинный ряд альтерированных диссонирующих аккордов (таблица приводится здесь с некоторыми пропусками, функциональная нотация изменена), пример 226.