Трезвучия и «секстаккорды»
Поскольку все грегорианские лады, без транспозиции, имеют один и тот же ступенеряд ( [b]fcgdaeh), различаясь лишь функциями ступеней внутри модуса, и поскольку хроматические «украшения» — одни и те же для всех ладов (различаясь лишь функцией в ладу украшаемых гармоний), то и комплекс гармоний примера 124 — хотя и довольно обширный по аккордовому составу, но полностью повторяющийся во всех ладах в том же диапазоне — может выполнять функцию избранного одного и того же ряда элементов, то есть функцию модуса. Так же как семь (или восемь) тонов звукоряда составляют модус (комплекс однозвуковых элементов) для всех диатонических грегорианских мелодий, комплекс гармонических элементов для хроматизированного многоголосия составляет такой же
гармонический модус — модально-гармонический лад. То, что число элементов в сравнении с монодическим модусом здесь увеличивается в 2-3 раза, компенсируется таким же (или много большим) учащением их «расходования» — в многоголосии, нормой которого в XV-XVI вв. является четырехголосие, звуки появляются во столько же раз чаще, во сколько число голосов превышает монодическое одноголосие (то есть при четырехголосии, условно говоря, в 4 раза). Для функционирования гармонического модуса как фактора именно модальной гармонии необходима его абсолютность и неподвижность,то есть отсутствие тональной модуляции, которой свойственна смена ориентира, основного звукоряда, смена модуса. В ренессансной гармонии, как правило, как раз нет модуляции, но есть каденции лада. Система каденций — при ее относительной свободе — в целом обычно подчеркивает главнейшие основные тоны лада. Так,
♦ в дорийском ладу подчеркиваются I и V, также III (прима, квинта, терция);
♦ во фригийском — I и IV, VI (прима, кварта, секста);
♦ в миксолидийском — I и V, IV (прима, квинта, кварта);
♦ в эолийском — I, V, III (прима, квинта, терция);
♦ в ионийском — I, V, III (прима, квинта, [«мажорная»] терция). (Вопреки воззрениям теоретиков того времени, на практике многоголосие имело дело с названными пятью ладами, а не с декларируемыми и в разной степени действительными для одноголосия восемью или двенадцатью.)
Соотношение каденций обрисовывает, таким образом, тот или иной лад, придавая функцию устоя тем или иным центральным аккордам, хотя сам комплекс употребительных гармоний (см. пример 124) не указывает на предпочтение какой-либо одной гармонии как главной (как тоники) — в противоположность структуре классического тонального лада, где, например, уже противоречие звуков тритона в качестве «краев» лада говорит о невозможности их участия в центральном аккорде лада (поэтому к звукам тоники-трезвучия не образуется в ладу-тональности диссонанса-тритона, который потребовал бы движения-разрешения). В старой модальной гармонии центр лада еще не мыслится непременно трезвучием, он может быть представлен и унисоном, однозвучием, и октавой, и квинтой, и трезвучием (в дорийском, фригийском, миксолидийском и эолийском; притом еще и с той или с другой терцией), а иногда и в сочетании с диссонансом — задержанием кварты, септимы, ноны, с «транзитами» (проходящими или вспомогательными диссонансами), с камбиатой.
Рассмотрим образец старомодальной гармонии — мадригал Палестрины «Chiara, si chiaro» (начало и окончание пьесы*), см. пример 125.
Лад — эолийский а.
Гармонический амбитус произведения (пример 126А) принципиально совпадает с основным гармоническим модусом (см. пример 124).
* Полный текст произведения см. в издании: Палестрина. Мадригали. Киiв, 1978. С. 41-45.