Обиходный звукоряд

редают секундовые (модальные) их соотношения: «гн» — «гораздо низко», «н» — «низко», «с» — «светлым гласом [пой]»; «м» — «мрач­но», «п» — «повыше», (старорусская буква «в») — «высоко». Сту­пени в «простом» согласии дублируют (почти точно) наименования «мрачного» (с «крыжем», то есть с крестиком): хгн, хн, ц; ступени «тресветлого» — наименования «светлого» (с «хохлом», то есть с точкой сверху): м, п, А.

Свойства этого ЦЭ, от которых закономерно происходят структур­ные особенности основанной на нем системы обиходных ладов, — это прежде всего внеоктавность, квартовость строения составного звуко­ряда (деление на «согласия», отстоящие на кварту одно от другого*). Отсюда невозможность построения системы обиходных ладов с помо­щью октавно-диатонических ладов-элементов — дорийского, фри­гийского и т. д., несмотря на внешнее («табличное») совпадение с ними. Во всех октавных ладах предполагается функциональная тож­дественность звуков одинакового названия на расстоянии октавы (в нашей системе с-с1, d-d1, es-es1и т. д.), здесь же — функциональ­ная нетождественность**. Она состоит в неодинаковости отноше­ния данной ступени и ее октавного повторения к окружающим их смежным ступеням. Например, ниже и выше α в «простом» согласии находятся целые тоны, а вокруг α в «светлом» — другие интервалы (снизу тон, сверху полутон). (В такого рода отношениях смежных ступеней проявляются некоторые специфически-модальные функции

* То, что квартовость предполагает четыре ступени, а «согласие» — три, законо­мерно при внеоктавной структуре так же, как при октавной наличие семи ступеней в октаве («восьмерке»). Малозвучность (олиготонность) ладового ядра (в диапазоне тет­рахорда) в условиях незыблемо-неподвижного двенадцатизвучного обиходного звуко­ряда обусловливает функционирование всего его как основы единого многозвучного лада. (Подобные объединения были и в древнегреческих ладах: из тетрахордов скла­дывались октавные лады — «гармонии». Схема так называемого «меньшего полного звукоряда» греков: A Hcdefgabcld1.)

** Неоктавность обиходного звукоряда была отмечена А. В. Никольским в работе «Звукоряды народной песни. Историко-теоретический этюд» (см. в кн.: Сборник работ этнографической секции ГИМНа. Вып. 1. М., 1926. С. 33).

монодических ладов.) Практически в результате этого системного раз­личия в октавной системе диатоники точное повторение мелодии в пределах того же звукоряда возможно через октаву, а во внеоктавной системе обиходного звукоряда — не через октаву, а через кварту.

Для обозначения обиходных ладов поэтому необходимы и доста­точны три, и только три, специфических термина (пример 117) и нецелесообразны семь названий октавно-диатонических ладов (до­рийский, фригийский и т. д.).