Дж. Фрескобальди. Токката «Sopra i Pedali del Organo e senza»
ным пунктом закрепляется положение в расширении заключительного каданса (С. Шайдт, «70 симфоний», например «6-я симфония из D», «9-я симфония из D» «2-я симфония из G-бекар dur»), В XVII в. еще очень ощущается старый принцип «консонантной педали», функциональное противоречие проявляется преимущественно в диссонансе кварты к басу (развитие приема, указанного в примере 64).
Применение органного пункта как специального средства гармонии особенно ярко сказывается в органных токкатах Дж. Фрескобальди (1583-1643), изданных под характерным названием «Toccata sopra i Pedali del organo e senza» (см.: Избранные органные сочинения в двух томах. Т. 2); это допускает возможность на усмотрение исполнителя играть произведения с педалью или без педали. Следовательно, комплекс верхних голосов мыслится как совершенно самостоятельный, что говорит о степени обособленности слоев ткани.
Фрагмент одной из токкат с органными пунктами см. в примере 66.
В органных мессах Фрескобальди (т. I того же издания) обработки хорала, помещаемого поочередно в различные голоса, дают возможность долгих органных пунктов во всех голосах (органные пункты типа «консонантная педаль»), см. обработки Kyrie и Christe.
Но у Фрескобальди встречается и момент яркого функционального контраста на органном пункте (пример 67). К концу XVII в.