Определение и ввод данных для переменных с множественными ответами.
В социологических исследованиях довольно часто встречаются такие типы вопросов, в котором исследователь не ограничивает респондента количеством ответов либо ограничивает более чем одним вариантом. С точки зрения обработки и анализа данных, полученных в результате такого опроса – это не совсем удобно. Тому есть, по крайней мере, две причины: во-первых, такие вопросы имеют в своей основе номинальную шкалу, что, как мы уже отмечали, резко снижает возможности анализа данных. А во-вторых, сама процедура ввода и обработки несколько отличается от типов вопросов, рассмотренных в предыдущем разделе. В идеале – лучше избегать таких вопросов. Однако этого не всегда возможно избежать.
Рассмотрим конкретный пример. Пусть у нас есть вопрос в анкете, направленный на изучение имеющихся предметов в собственности респондента. Такой вопрос может быть сформулирован в следующем виде:
Укажите, пожалуйста, что из перечисленного ниже вы приобрели за последний год (укажите все возможные варианты):
1. Автомобиль
2. Квартира
3. Драгоценности
4. Крупная бытовая техника (холодильник, плита)
5. Мебель
6. Путевки на отдых
7. Компьютер, оргтехнику
8. Видеотехнику (телевизор, камера, видеомагнитофон и пр.)
9. Фотоаппаратуру
10. Музыкальный центр
11. Ничего из перечисленного
В данном примере теоретически максимально возможное количество ответов – 10 (вариант 11 исключает все остальные). В приведенном в предыдущем разделе примере мы рассматривали вопросы, в которых возможен только один вариант ответа. В графе определения меток переменных (values) мы определяли возможные значения именно с этой оговоркой – единственный вариант ответа. В случае, когда требуется обработать вопрос, в котором возможно более одного выбора, говорят, что данный тип относится к вопросам с множественными ответами.
В программе SPSS существует два способа определения (ввода) переменных с множественными ответами – категориальный и дихотомный. Оба этих случая используются в равной степени. Рассмотрим их подробнее.
Дихотомный метод. Использование такого подхода для определения переменной с множественными ответами в программе SPSS применяется наиболее часто. Данный метод основывается на том, что каждый их возможных вариантов ответа рассматривается в качестве отдельной переменной, которая может принимать только два возможных значения: «выбор» и «не выбор». Таким образом, приведенный выше пример фактически разбивается на 11 переменных, каждая из которых имеет 2 варианта ответа по номинальной шкале: «1» – выбор, «0» – отсутствие выбора. При обработке данных все 11 вариантов ответа агрегируются и обрабатываются как единый вопрос. О методе обработки подобных вопросов мы поговорим чуть позже.
Рис 16. Определение переменной с множественными ответами по дихотомному методу
Категориальный метод. Этот способ представляет собой альтернативу предыдущему. Категориальный метод используется в случаях, когда нам заранее известно количество возможных вариантов. Например, если бы в приведенном выше примере мы ограничили бы выбор респондента, попросив его отметить не более трех вариантов, тогда уместно было бы использовать категориальный подход. Суть категориального метода заключается в том, что создаются одинаковые переменные, которые содержат все возможные варианты ответов (в нашем примере 11). Количество переменных соответствует количеству возможных вариантов выбора (в нашем примере – 3). Ниже представлен пример ввода данных по категориальному методу с тремя вариантами ответа.
Рис. 17. Определение переменной с множественными ответами по категориальному методу.
С точки зрения удобства обработки оба метода – как дихотомный, так и категориальный – практически идентичны. Общее правило пользования методом состоит в том, что в случае с неопределенным количеством выборов или в случае с небольшим количеством альтернатив проще использовать дихотомный метод, как наиболее простой для определения переменной. Ниже мы рассмотрим непосредственный анализ данных в программе SPSS.