ОРГАННЫЕ ПУНКТЫ НА ДРУГИХ СТУПЕНЯХ

В согласии со структурой классической тональности и общими принципами классической гармонии (прежде всего с классическими пропорциями тональной структуры, выделением и господством глав­нейших ее опор — 1 и 5), органные пункты делаются только на I и V ступенях. Но по мере эволюции и внутренней реорганизации то­нальной структуры происходящие в ней изменения начинают отра­жаться и на том, как движется мелодическая линия (см., например, линии движения мелодии в хоре «Улетай» из «Князя Игоря» Боро­дина), и на том, какие из ступеней тональности могут подчеркивать­ся превращением их в органные пункты. Наряду с преобладающими педалями на тонике и на доминанте получили применение и некото­рые другие (не только в басу).

Приведем примеры.

1. Педаль на III ступени минорного лада: Шуман, 3-я симфония, часть II; Бородин, «Князь Игорь», акт I, хор девушек «Мы к тебе, княгиня»; Чайковский, 5-я симфония, часть IV, 6-я симфония, II часть; Кабалевский, II часть скрипичного концерта.

2. Педаль на IV ступени: Чайковский, II часть 5-й симфонии; Рахманинов, Серенада. О функциональном противоречии с басом можно говорить потому, что звук IV ступени — прежде всего носи­тель функции субдоминанты, а аккорды в названных примерах со­держат и доминантовые гармонии.

3. На III ступени мажорного лада: Прокофьев, 7-я соната для фортепиано, часть II (в сопрано, начало главной темы; внутри сред­него раздела, в E-dur); в коде той же части — педаль на двузвучии el-gislв E-dur.

4. На вводном тоне (в7): Рахманинов, 3-я симфония, часть I, предыкт перед репризой (совпадает с доминантой cis-moll); Мусорг­ский, «Хованщина», Игры и пляски персидок из действия IV, ц. 22, 42 (переход от fis-moll к G-dur).

5. На натуральном вводном тоне в миноре: Рахманинов, Всенощ­ное бдение, часть X, такты 8-9.

6. Ha II ступени мажора: Чайковский, 6-я симфония, часть III, предыкт перед репризой побочной темы в G-dur; Шостакович, 11-я симфония, часть I (песня «Слушай», As-dur).

7. На низкой II ступени мажора: Прокофьев, «Обручение в мона­стыре», II картина, сцена 6, ц. 163-166 (чередование органных пунк­тов на нII и на V); финал 7-й сонаты Прокофьева, где на нII строится предыкт к репризе главной темы.

8. На низкой V ступени минора: Щедрин, «Казнь Пугачева», ц. 14 (h-moll).

9. На тонально двойственных или неопределенных ступенях: Прокофьев, 8-я соната, I часть, предыкт к репризе, на терцовом мотиве fis-d, который оказывается III< ступенью только в момент вступления главной партии репризы B-dur, а до тех пор звучит либо как доминанта к g-moll, либо как тонально неопределенный (и этим неустойчивый, предыктовый) момент гармонии (в конце предыкта стоит гармония тритоновой ступени), пример 61.

На основе новой гармонии XX в. образуется множество структур иного типа, в частности и тонально двойственных (пример 62).

Главная тема сама по себе в f-moll, и следовательно, органный пункт на Н нужно понимать как педаль на тритоновой ступени. Но замысел композитора гораздо глубже. Основной тональностью симфо­нии является e-moll, и поэтому в действительности педаль — на доми­нанте,а проведение темы — в гармонии нII> ступени, однотерцовой к одноименному E-dur (эта тональность будет в репризе побочной партии).