ОСОБЕННОСТИ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ

Художественные особенности голосоведения на органном пункте обнаруживают проявления сущностных закономерностей его как фактурного образования.

Застывание одной из линий контурного многоголосия при введе­нии органного пункта резко изменяет условия голосоведения в целом. Выключение половины из двух главных голосов (сопрано и бас) требу­ет компенсации. Поэтому только в начальных органных пунктах, где мелодическое движение только еще начинает развертываться, линия мелодии может быть обычной волнообразной. В кодах же и предык­тах чаще всего используется однонаправленность движения линии.

С точки зрения контурного двухголосия, его функцию принима­ет на себя сочетание сопрано и тенора (то есть ближайшего к басу движущегося голоса).

Тенор, однако, не принимает на себя функции басового голоса. Его необходимо понимать как мелодически подвижный средний го­лос. Тенору над органным пунктом не свойственны скачки обычного гармонического баса.

Вообще неправильно было бы трактовать верхние голоса как само­стоятельное целое, поставленное на неподвижный бас. В частности, избегаются возникающие таким путем заметные слуху удвоения баса, что создает жесткое и бедное звучание (звуков и без того меньше, чем при обычном четырехголосии, да еще один из них попадает в удвоение).

Линейная функция органного пункта — продление одного звука — нередко сказывается на трактовке построения с органным пунктом как

расширения или продления маленького построения. В связи с этим предыктовые и кодовые органные пункты часто получают секвент­ное развитие либо изобилуют другими видами структурных повто­ров (перестановки голосов в двойном контрапункте, вариационные повторения, остинато).

В связи с необходимостью однонаправленного движения линии сопрано и отсутствием нормативного гармонического баса на орган­ном пункте естественно применение параллельного движения (см. пример 53). Оно может выступать и как своеобразное сжатие секвенции (не только на органном пункте).