IV часть

В аналогичном случае предыкта к репризе I части 4-й симфонии Бетховена (28 тактов до вступления репризы) представлен один только кадансовый квартсекстаккорд, причем басовый голос вместе с тре­моло литавр может быть понят как квартовый органный пункт (в этом смысле оправдан долгий тремолирующий квартовый органный пункт, имеющийся здесь в некоторых переложениях 4-й симфонии для фортепиано, например, в издании Петере). Ввиду того что задер­жание и предъем сходны по линейному рисунку (зеркально-симмет­ричны), этот предыкт может быть истолкован как задержание к до­минанте — , в конце концов перешедшее в предъем к разреша­ющему аккорду тоники — . Отсюда такая странность гармонии, как кадансовый кварт-секстаккорд, разрешающийся прямо в тонику. Родственный образец — в момент перехода ко второму предложению главной партии I части 9-й симфонии Бетховена (К64 — Т).

Крайне редко, но все же встречается в классико-романтической гармонии и тройной органный пункт. Намек на него дал Бетховен в начале финала 6-й симфонии. Выдающийся образец тройного орган­ного пункта мы находим у Бородина в «Половецких плясках» (Presto, пляска мальчиков), пример 56.