ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ

Как видно из всего сказанного, так называемые неаккордовые звуки — широкое явление; проблема их далеко выходит за пределы вопроса об их отношении к звукам аккорда. Мелодические обороты с неаккордовыми звуками представляют собой важнейшие типы ме­лодических рисунков (фигур).

Очевидно, что рисунки мелодии с вспомогательными, проходя­щими звуками исторически сформировались раньше, чем в музыке появились откристаллизовавшиеся аккорды. По-видимому, следует считать, что эти рисунки всегда существовали в мелодике, но только это были не движения линии от одного аккордового тона к другому, а ходы мелодии от одного опорного звука линии к другому.

1. Предформу неаккордовых звуков составляют линейные неус­тои монодической мелодики. Они не только функционировали в древней мелодике, но и были теоретически систематизированы. В од­ном из древнегреческих источников — трактатах, известных под названием «Аноним Беллермана» (точное время их возникновения неизвестно, они датируются первыми веками нашей эры), мы нахо­дим линейные вспомогательные и проходящие звуки.

Оригинальные греческие наименования мелодических рисунков с верхними вспомогательными — «екрусмы» объясняются таким образом: «если тот же звук берется, а посредине вставляется более высокий» (пример 50).

Заполняющие кварту проходящие звуки называются «агоге» (aro-re определяется как «движение звука из более низкого места в более высокое») (пример 51).