ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ
Как видно из всего сказанного, так называемые неаккордовые звуки — широкое явление; проблема их далеко выходит за пределы вопроса об их отношении к звукам аккорда. Мелодические обороты с неаккордовыми звуками представляют собой важнейшие типы мелодических рисунков (фигур).
Очевидно, что рисунки мелодии с вспомогательными, проходящими звуками исторически сформировались раньше, чем в музыке появились откристаллизовавшиеся аккорды. По-видимому, следует считать, что эти рисунки всегда существовали в мелодике, но только это были не движения линии от одного аккордового тона к другому, а ходы мелодии от одного опорного звука линии к другому.
1. Предформу неаккордовых звуков составляют линейные неустои монодической мелодики. Они не только функционировали в древней мелодике, но и были теоретически систематизированы. В одном из древнегреческих источников — трактатах, известных под названием «Аноним Беллермана» (точное время их возникновения неизвестно, они датируются первыми веками нашей эры), мы находим линейные вспомогательные и проходящие звуки.
Оригинальные греческие наименования мелодических рисунков с верхними вспомогательными — «екрусмы» объясняются таким образом: «если тот же звук берется, а посредине вставляется более высокий» (пример 50).
Заполняющие кварту проходящие звуки называются «агоге» (aro-re определяется как «движение звука из более низкого места в более высокое») (пример 51).