ТРИ СТОРОНЫ АККОРДА

Помимо внутриаккордовых функций (то есть функций звуков внутри аккорда), выявляющих логическую дифференциацию значе­ний одних отдельных тонов аккорда относительно других, для вы­разительной сущности аккорда важен еще и комплекс целостных отношений, происходящих либо от мелодических связей тонов ак­корда, либо от взаимодействия аккорда с другими аккордами, либо от нового качества при слиянии звуков аккорда в некую единую цельность. Отсюда три стороны аккорда:

1) линейность тонов, их линейная функциональность (то есть принадлежность звуков аккорда к мелодической линии);

2) тональная функциональность (значение аккорда по отноше­нию к общему или местному тональному центру);

3) фонизм аккорда (значение аккорда самого по себе, вне зависи­мости от его ладотональной функции).

1. Линейность тонов аккорда означает проявление в данном аккордовом тоне (например, в терции) его принадлежности к го­ризонтальной целостности — к мелодии. Эта сторона аккорда

свидетельствует о наличии в нем мелодических токов, мотивно-тема­тического начала.

Сильнее всего линейность тонов проявляется в полифоническом складе, когда данный тон значим не только как часть аккорда, но и как часть определенного мотива или темы, что создает особый ха­рактер звучания многоголосной гармонии: в частности, аккорд мо­жет восприниматься как комплекс самозначащих тонов или как комплекс интервалов, как комплекс двухголосных соединений (при­мер 14 А).

Но и в гомофонном складе эта сторона чрезвычайно важна, так как может придавать функциям тонов значения, которые нельзя вы­вести ни из логических соотношений аккордовых звуков, ни из то­нальной функции аккорда, ни из его фонизма: см. в примере 14Б — квазизадержание g2-f2 (в такте 2); в примере 14В — «звучание» ме­лодических мотивов в созвучии-задержании (превращение аккорда в «тематическую» гармонию).