МЕХАНИЗМ ЛАДООБРАЗОВАНИЯ
Общий принцип ладообразования есть звуковая реализация гармонии в творческом акте создания звуковысотной структуры — с использованием тех возможностей упорядочивания, которые заключены в данном звуковом, интонационном материале. С технической стороны целью всегда является достижение осмысленной связности звуков, которая и ощущается как нечто музыкально-слаженное, то есть лад. Средство — распространение свойств главного элемента ладовой структуры на весь лад в целом (например, свойства аккорда C-dur становятся характеристиками лада C-dur). Но в условиях различных систем, использования различных свойств материала
действие одного и того же общего принципа, естественно, не может быть всегда одинаковым.
Так, в мелодике грегорианского хорала и древнерусского знаменного роспева ладообразование осуществляется под определяющим влиянием консонансов кварты и квинты, которые пронизывают мелодику и придают ей черты строгости, «истовости», внутренней сосредоточенности, углубленности. А у венских классиков определяющее влияние в ладообразовании принадлежит свойствам консонирующих трезвучий (как в аккордовой, так и в мелодической форме). В музыке XX в. наблюдается тенденция к индивидуализации лада, и соответственно выбор звукового материала для сочинения в первую очередь влияет на конкретное действие механизма ладообразования (например, индивидуальная черта главной темы 5-й пьесы из «Сарказмов» С. Прокофьева ее состоит во влиянии большой терции на строение аккордов).