СУЩНОСТЬ ЛАДА
Музыкальный лад есть (наряду с аккордом) важнейшее звуковое воплощение гармонии в ее широком общеэстетическом смысле. В данном отношении лад (с его полюсами — устоем и неустоем) аналогичен созвучию с его полюсами — консонансом и диссонансом. Разница в том, что консонанс—диссонанс есть элемент, сторона, качество музыки в ее звучании, а лад — уже цельность, структура, система, модель множества живых музыкальных «организмов»-мелодий (как это обнаруживается уже и в области этимологии).
Среди множества средств воздействия музыки есть такие, которые обладают первозданно-мощным, но психологически элементарным действием, — громкость звучания, равномерная ритмическая пульсация, ускорение темпа, crescendo и sforzando, острота ритма, сонорная тембро-структура. В отличие от них, лад есть специфически музыкальное средство (то есть не существующее в других видах искусств и
* См.: Дворецкий И. X. Латинско-русский словарь. М., 1976. С. 642-643.
в этом смысле — «сердцевина» музыки); более того, высокоорганизованный лад связан с той художественной тонкостью музыки, которая в обыденном словоупотреблении тождественна самому понятию музыки (говорят: «Это — как музыка!», имея в виду вовсе не просто вообще «искусство звуков», а присущие этому искусству возвышенность, утонченность, чистоту, проникновенность, сердечность; как сказал поэт: «одной любви музыка уступает»). В качестве стороны музыки, выявляющей действительность, лад отражает наиболее высокие явления духовной жизни данного общества и его эстетические ценности. Отсюда социальная и историческая острота постановки вопроса о ладе: как музыка в целом есть звуковое воплощение образов духовной жизни общества, выраженный специфически внепонятийным языком искусства звуков его портрет — со всеми ценностями и недостатками оригинала, так же и ладовая структура музыкального произведения (в ее чувственно-звуковой, интонационной конкретности) есть важнейший специфически музыкальный компонент музыки-целостности как средства и вместе с тем носителя подобного отражения.
Всякое музыкальное произведение, независимо от своего конкретного содержания, прежде всего должно быть в этом смысле музыкой, то есть слаженным взаимодействием звуков. Тем самым эстетический смысл категории лада (и гармонии в целом) входит существеннейшей частью в представление о музыке как о прекрасном (музыка — и лад — не как звуковое построение, а как доставляющая удовлетворение слушателю слаженность). Лад как эстетическая категория — основа для возникновения и закрепления в общественном сознании определенных системных отношений между звуками. Выражаемое звуками лада «сияние порядка» (логическая сторона лада) и составляет художественную тонкость этой стороны музыки, относится поэтому к главнейшим средствам ее эстетического воздействия. Таким образом, можно сказать, что именно лад в конкретном произведении всегда представляет собой средоточие музыкального в музыке. Сила лада коренится в его эстетизирующей способности упорядочивания «сырого», непосредственно-жизненного интонационного материала, что превращает его в стройные формы «согласных звуков» (логически — путь от звукового, интонационного материала через логическое упорядочивание отдельных элементов к кристаллизации специфически эстетических системных отношений меры, пропорциональности, взаимосоответствия, в широком смысле — симметрии).
Эстетическая сущность лада обусловливает круг основных теоретических проблем. Первичная форма воплощения ладовых отношений в звуковую конкретность музыки — мелодический мотив (в звуковом выражении — горизонтальная звукорядная формула) — всегда остается простейшим, а потому и коренным, важнейшим, изложением сущности лада. Отсюда значимость частного значения термина «лад», связываемого с мелодическими звукорядами (то есть с системами тонов, а не созвучий), которые при этом часто называются ладами.