ГАРМОНИЯ И КРАСОТА

В общеэстетическом аспекте понятие «гармония» принадлежит к числу основополагающих, конкретизируясь в ряде близких ему понятий и выступая нередко как своего рода синоним художествен­ной красоты. Близкие эстетические понятия могут считаться атри­бутами единого результирующего их качества — гармонии. Это — мера, пропорциональность (соразмерность), симметрия. Являясь ко­ренными эстетическими категориями, они составляют необходимые условия для того, чтобы целое стало гармоничным, стало гармони­ей. Так, наличие меры указывает на возможность согласования

элементов целого друг с другом, а также на избегание таких крайно­стей и противоположностей, которые в состоянии нарушить гармо­ничное слияние частей в органичную цельность. Пропорциональ­ность как соразмерность целого через определенное соотношение составных частей реализует гармоничность эстетически-целостной формы. Симметрия выполняет сходную «гармонизирующую» роль в конкретно-функциональной системе соответствий определенных частей друг другу. Таким образом, важнейшие эстетические катего­рии — это, по существу, частные реализации и поэтому частные синонимы общей категории гармонии. Когда произведение искусст­ва воплощает значительную идею, формально-художественные кате­гории передают подлинную красоту — необходимый атрибут пре­красного в искусстве. Гармония элементов — условие красоты худо­жественного целого.