Роль исследователя и возможности SPSS.

SPSS на сегодняшний день является одной из самых распространенных программ для обработки статистической информации, используемых в гуманитарных науках. Вместе с тем, аналитические возможности программного продукта далеко превосходят запросы собственно социологических исследований. SPSS широко используется и в технических, и в естественных науках – от биологии до математического моделирования. Более широкому распространению программного продукта (например, по сравнению с тем же Excel) является, пожалуй, его стоимость, которая многократно превосходит стандартный пакет офисных программ.

SPSS – это аббревиатура от Statistical Package for the Social Science. Впервые программа была разработана еще в 1966 году. В настоящее время используется уже 17 версия программы, хотя не менее широко представлены и более ранние версии. 7 версия программного продукта была разработана уже специально для работе в операционной среде Windows`95.

По большому счету, программы, начиная с 10 версии продукта, отличаются только дополнительными модулями, аналитическими возможностями, возможностями графического представления полученных данных, использованием новых математических средств. При этом интерфейс и принципы построения меню, а также алгоритм работы программы остается практически неизменным. Таким образом, примеры и алгоритмы, рассмотренные в данной работе, могут быть с успехом применены практически к любой версии.

Немаловажным фактом в создании программного продукта SPSS, что, возможно, определило ряд его особенностей, является то, что изначально программа была задумана и разработана представителями именно гуманитарной отрасли знания – политологии. По этой причине одним из существенных преимуществ SPSS, по сравнению с другими математическими и статистическими программами, является относительная простота пользования, которая достигается преимущественно благодаря сосредоточению не на технической, а на содержательной стороне методов обработки информации. Пользователю SPSS совершенно не обязательно помнить наизусть формулы для вычисления тех или иных величин – достаточно просто знать случаи и правила их применения. Конечно, сказанное выше, вовсе не означает, что исследователь, работающий с данным программным продуктом может не иметь представление о статистике – это был бы просто нонсенс. Статистические методы знать просто необходимо, и по ходу нашего знакомства с программой мы будем неоднократно к ним обращаться. Однако именно технической стороной (а именно – точным знанием формул) программа позволяет пренебречь.

Другой, немаловажной заслугой рассматриваемого программного продукта, является относительная привычность ввода и представления результатов исследования. Социологическая анкета может быть введена в систему SPSS с относительно минимальными преобразованиями. Программа способна быть чувствительной к используемым системам измерения и представленным в том или ином вопросе шкалам. Программа полностью совместима с операционной системой Windows, периодически выходят новые версии программного продукта. Эти особенности, безусловно повлияли на популярность программы. На сегодняшний день SPSS имеет представительства в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Вместе с тем, несмотря на довольно широкие возможности программного продукта SPSS, не стоит забывать, что это – всего лишь инструмент, при помощи которого можно решать практически любые исследовательско-аналитические задачи. Инструмент сам по себе не может, однако, гарантировать 100% результат. Ведущую роль в данном вопросе играет, безусловно, сам социолог. Именно от самого исследователя зависит конечный результат, его надежность, достоверность и пригодность для использования. По этой причине нельзя утверждать, что человек без специальной подготовки способен применять данный инструментарий на практике. Также мы не можем констатировать факт, что социолог, совершенно не владеющий математической статистикой может использовать SPSS в практической деятельности.

Исследователь, приступающий к работе с программой SPSS не просто должен уметь работать в данной программе. Не достаточно просто изучить основные алгоритмы, приемы и правила работы с программой. Необходимо нечто большее – отличное знание социологии[1], а также четкое понимание принципов математического анализа.

Обработка и интерпретирование полученных в ходе исследования результатов – это всего лишь завершающий этап проведения всего исследования, так сказать крыша здания. Соответственно, для того, чтобы эта часть была логически, методически и методологически правильной и применимой к реалиям социальной действительности, как минимум необходимо, чтобы все предыдущие этапы соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Только соблюдение единой логики и методологии социологического исследования способно привнести четкость, понимание и целенаправленность как всего исследовательского процесса, так и собственно процедуре анализа и интерпретирования полученных результатов.

Отмечая ведущую роль исследователя, хочется чуть подробнее остановиться на наиболее распространенных типах ошибок, которые социолог-исследователь может совершить (и, к сожалению, довольно часто совершает) в ходе проведения эмпирических исследований. Ошибки, допущенные исследователем, не может сгладить ни одна программа. Итак, основными типами ошибок, на наш взгляд, при работе могут быть:

1. Ошибки методологии.

2. Ошибки инструментария.

3. Ошибки техники и процедур.

4. Пользовательские ошибки.

5. Ошибки интерпретирования.

Остановимся на этих типах ошибок подробнее.

Ошибки методологии – самые серьезные ошибки, которые могут встречаться в социологическом (да и вообще – в любом) исследовании. Методология исследования должна быть соблюдена максимально четко, т.к. именно здесь закладывается тот фундамент, на основании которого будет строиться все исследование. Если на этапе разработки и планирования исследования, на этапе разработки программы социологического исследования допущены методологические ошибки, то никакие последующие этапы не в состоянии снять этих ошибок. Более того, эти ошибки будут только усугубляться. Можно провести опять-таки аналогию со строительством здания, в котором неустойчивый фундамент. При таком состоянии это здание просто не будет стоять. И чем серьезнее эти ошибки, тем менее устойчивым оно будет.

Например, если в процессе разработки программы социологического исследования, исследователем были нечетко сформулированы рабочие гипотезы или не зафиксированы эмпирические индикаторы, то в дальнейшем процесс обработки данных начинает попросту терять смысл, так как исследователь не имеет ориентира, четких задач и представления о логике обработки и (самое главное) интерпретирования результатов. Неправильно сформулированная гипотеза исследования автоматически не дает возможности применения аппарата для ее проверки.

Ошибки инструментария – часто являются следствием методологических ошибок. Эти ошибки связаны с неправильной разработкой самого инструмента для проведения социологического исследования – неправильные формулировки вопросов анкеты, логические ошибки в альтернативных вариантах, нарушение шкал измерения и пр. Данный тип проблем ведет к неправильному сбору информации, нечеткой фиксации, что, в конечном счете, приводит к искажению реальной ситуации и ложным выводам относительно социальной реальности. При этом с точки зрения статистической обработки информации могут быть получены достоверные и обоснованные данные. Однако именно вследствие допущенных ошибок, результаты этих исследований не могут быть признаны достоверными.

return false">ссылка скрыта

Ошибки техники и процедур – связаны с неправильной процедурой сбора данных: давлением на респондента, некорректностью заполнения анкет и пр. результатом такого рода ошибок являются неполнота полученной информации, а также ее искажение. Довольно распространенная ошибка исследований – злоупотребление временем респондента, когда желание получить подробную информацию выливается в опросник под 100 вопросов, что утомляет респондента и он начинает отвечать на вопросы автоматически – первое попавшееся. При таком подходе также существенно искажается информация и результаты могут быть недостоверными.

Пользовательские ошибки – это достаточно безобидные ошибки, которые относительно легко устранить. Они связаны именно с особенностями и степенью владения исследователя программой обработки информации. Большинство ошибок такого рода сводятся к неправильному вводу информации в компьютер, использованию не тех коэффициентов, игнорирование проверок статистической достоверности данных и пр. Несмотря на относительную безобидность этих ошибок, результат все равно может оказаться недостоверным и исследование не соответствовать реальности.

Основная масса проблем, с которыми сталкивается пользователь на данном этапе – довольно существенная разница в требованиях, предъявляемых к составлению опросника и требованиях, предъявляемых к тем же опросникам, но уже с точки зрения программы SPSS. Приведем пример. С точки зрения более комфортного восприятия, мотивации респондента, анкета должна содержать несколько типов вопросов, большинство из которых (на практике) относятся преимущественно к номинальной шкале (иногда – к ранговой), также с целью снижения давления на респондента рекомендуется оставлять открытые варианты вопросов.[2]Вместе с тем, с точки зрения обработки данных в программе SPSS, удобнее формулировать вопросы в достаточно однотипном виде, используя метрическую шкалу (номинальная и ранговая оставляют очень маленькие возможности для статистического анализа), при этом вопросы должны быть закрытыми и, желательно, с одним вариантом ответа. Чуть ниже будут рассмотрены основные причины именно такого подхода.

Ошибки интерпретирования – еще один класс ошибок, которые зависят от профессионализма социолога как исследователя. Суть этих ошибок заключается в том, что даже правильно организованное и проведенное исследование, результаты которого обработаны должным образом, может быть некачественным с точки зрения достоверности и применимости полученных данных потому, что сама интерпретация данных проведена некорректно или же совсем не верно. Социолог – человек, который задает вопросы сам себе.[3] Этап интерпретирования результатов исследования не является исключением. Именно интерпретирование с учетом знания социологии и ее законов позволяет дополнительно проконтролировать результаты. Если результат исследования резко расходится с уже установленными фактами – это серьезный повод перепроверить весь ход исследования. Другая форма – например, интерпретирование результатов факторного анализа. Модель, которая получается в результате, даже если она математически достоверна и корректна, но не может быть проинтерпретирована с социологической точки зрения, должна быть отвергнута.

Как видно из вышесказанного, ведущая роль при проведении социологического исследования принадлежит именно социологу. Именно от его квалификации зависит практически 90% успеха или неудач исследовательской деятельности. Вопросы владения прикладными программами занимают не столь значительное место. Вместе с тем, игнорировать инструментарием для обработки социологических исследований не стоит. Все обозначенное выше – это звенья одной единой цепи. Каждое звено логически связано с другими и его выпадение неминуемо нарушит целостность.

SPSS - это всего лишь программа, но при правильном ее применении – обдуманном, последовательном – она способна существенно упростить аналитическую часть. Каждый грамотный социолог должен владеть всей совокупностью приемов проведения эмпирических исследований. В последующих разделах мы будем рассматривать основные приемы работы в программе SPSS.