Вопросы и задания
1. Дайте характеристику устной и письменной речи детей с ЗПР.
2. Назовите приемы обследования учителем устной речи детей с ЗПР.
3. Раскройте основные направления коррекционной работы по развитию речи детей этой категории.
Глава 8. Мотивация учебной деятельности и ее диагностика
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как, по справедливому наблюдению психолога В.Н. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта и на 70-80% —от мотивов. Для того чтобы личность начала действовать, она должна войте в особое психическое состояние активности, то есть чем-то побуждаться. Побуждение — двигательные импульсы, эмоционально-волевое устремление личности к чему-либо, которое в психологии получило название мотива.
Сформированная мотивация — одна из основных движущих сил учения ребенка. В младшем школьном возрасте (в норме) ведущими учебными мотивами являются: освоение новой социальной позиции школьника с постепенным осознанием необходимости учиться; положительно окрашенное отношение к ведущей учебной деятельности и ситуации обучения, постепенное развитие познавательного интереса, прорастающего из детской любознательности. Отсутствие любого из мотивов ослабляет учебную мотивационную сферу, снижает успешность учения.
У детей с ЗПР учебная мотивация резко снижена. Это одно из самых слабых мест развития данной категории детей. Для них ведущей деятельностью продолжает длительное время оставаться игра в ее элементарных детских формах: дети избегают приближающихся к учебным сложных игр сюжетно-ролевого характера, с правилами, запретами. Позиция школьника ими поздно осознается и длительное время не принимается, не имеет личностно значимого смысла. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, они прибегают к защитному отказу от заданий, от посещения школы, то есть неярко выраженные положительные учебные мотивы еще более ослабляются защитным механизмом — отрицательным мотивом избегания, уклонения. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен понимать, что одна из магистральных педагогических задач на уроке — формирование учебных мотивов. Даже небольшой положительный сдвиг в мотивации ребенка — большая победа учителя. Динамику развития учебных мотивов учитель может проследить при помощи предлагаемых ниже методик.
Методика «Позиция школьника»
При помощи данной методики можно выявить уровень осознанности младшим школьником значимости, необходимости учения и наличие мотивационного конфликта между должным и приятным, между «надо» и «хочу».
Школьнику предлагается выполнить две серии заданий.
1-я серия. Перед испытуемым выкладывается набор из 9 карточек с названиями видов деятельности: учусь, сижу на уроке; выполняю домашнее задание; читаю книгу; отдыхаю, играю на перемене; гуляю во дворе; помогаю по дому; смотрю телевизор; иду в школу; играю дома, отдыхаю один.
Инструкция. «Внимательно прочти все карточки и выбери самое важное, нужное занятие». Затем предлагается из оставшегося набора вновь выбрать самое важное, нужное и т.д.
2-я серия. Ребенку предлагаются те же карточки, но дается другое задание: «Выбери самое интересное, приятное для тебя дело».
Обработка результатов. Анализируется иерархия видов деятельности в графах ДОЛЖНОЕ и ПРИЯТНОЕ. Затем каждому виду учебной деятельности (учусь, сижу на уроке; иду в школу; выполняю домашнее задание; читаю книгу) в зависимости от того, какое место он занял в той и другой графе, присваивается определенный балл по следующей оценочной шкале:
Оценочная шкала
Количество баллов
Место Должное Приятное
1 +1 +2
2 +1 +2
3 +1 +2
4 0 0
5 0 0
6 0 0
7 -1 -1
8 -1 -1
9 -1 -1
Рассмотрим процедуру присвоения баллов на примере.
Ученик А. Беляев распределил виды деятельности следующим образом:
Место | Должное | Баллы | Приятное | Баллы |
учусь, сижу на уроке | +1 | играю, отдыхаю дома | — | |
отдыхаю, играю на перемене Перемене | — | смотрю телевизор | — | |
помогаю по дому | — | отдыхаю, играю на перемене | — | |
смотрю телевизор | — | гуляю во дворе | — | |
выполняю домашнее задание | помогаю по дому | — | ||
гуляю во дворе | — | иду в школу | ||
иду в школу | -1 | учусь, сижу на уроке | -1 | |
играю, отдыхаю дома | — | выполняю дома-шнее задание | -1 | |
читаю книгу | -1 | читаю книгу | -1 |
Таким образом, позиционная формула А. Беляева будет выглядеть следующим образом:
Фамилия, имя учащегося | Характер переживания позиции школьника (в баллах) | ||
Положительный | Нейтральный | Отрицательный | |
А. Беляев | +1 | -5 |
Из данной формулы следует, что позиция школьника у А. Беляева не сформирована, имеет отрицательную направленность, хотя зачатки этой позиции уже имеются (урок значим для школьника). Проанализировав у Беляева распределение учебных дел в графах, мы обнаруживаем, кроме того, сильный мотивационный конфликт между должным и приятным.
Методика «Отношение к учению»
Школьнику предлагается опросник, в котором в самых разнообразных версиях и поворотах описывается эмоционально окрашенное отношение к учебным и неучебным ситуациям.
Опросник.
Инструкция: «Выслушай (прочитай) высказывания о школе. Если ты согласен с высказыванием, поставь «плюс», если согласен наполовину - "нулик", если не согласен - "минус".
1.В школе так же хорошо и интересно, как дома.
2.В школе всегда веселей, чем дома.
3.На перемене интереснее, чем на уроке.
4. Я хожу на уроки и занимаюсь, потому что заставляют родители.
5. Моя учительница мне очень нравится.
6. Если бы можно было, я вместо школы сидел бы дома, занимался своими делами.
7. Мне нравится работать на уроках, думать, отвечать на вопросы.
8. Гораздо интереснее проводить время на улице, чем сидеть в школе.
9. На уроках мне часто скучно, неинтересно.
10. Лучше быть маленьким, чем школьником.
11. Иногда я испытываю в школе чувство страха.
12. На уроках я узнаю много нового, интересного.
13. Если бы я был учителем, я разрешил всем детям уходить с уроков, когда хочется.
14. Лучше все время играть,чем учиться, считать, писать.
Обработка результатов. Пользуясь ключом, определяем, насколько выражено (в баллах) положительное, нейтральное, отрицательное отношение школьника к учебной деятельности. Для этого складываем отдельно положительные числа, отрицательные числа, а также подсчитываемколичество нулей.
Ключ
Номера суждений | Баллы за ответы | ||||
да (+) | нет (-) | Согласен на нанаполовиу (0) | |||
+2 | -I | ||||
+1 | -1 | ||||
-1 | +1 | ||||
-1 | +1 | ||||
+1 | -1 | ||||
-2 | +2 | ||||
+2 | -1 | +1 | |||
-2 | +2 | ||||
-2 | +2 | +1 | |||
-1 | +2 | ||||
-1 | +1 | ||||
+2 | -2 | +1 | |||
-1 - | +1 | ||||
-1 | +1 | ||||
return false">ссылка скрыта
Скажем, А. Беляев ответил на вопросы следующим образом: «за» на вопросы № 3,4,5,6,8,13,14; «нет» на вопросы № 10,11,12; «согласен наполовину» на вопросы № 1,2,7,9. Значит, его индивидуальная формула отношения к учению выглядит следующим образом:
Фамилия, имя учащегося | Отношение к учению | ||
Положитель-ное | Нейтральное | Отрицательное | |
А. Беляев | +5 | -8 |
Из нее видно, что отношение к учению у А. Беляева далеко не однозначно, это противоречивая гамма эмоциональных оттенков, где преобладают две доминанты: положительная и отрицательная. Можно говорить о том, что психологическая база для учебной деятельности (пусть в виде пока противоречивого состояния) все же имеется, и при индивидуальном подходе можно усилить у ребенка положительные эмоциональные установки в ситуации обучения.
Методика «Составьрасписание»
Эта методика помогает изучить познавательно-интеллектуальные предпочтения школьников в информационном пространстве школы, а следовательно, судить о степени развития познавательных интересов: если интеллектуально насыщенные предметы (математика, родной язык, окружающий мир, рассказы по истории, родная литература) окажутся «за бортом» детского расписания, то есть основание предположить, что познавательный интерес развит слабо.
Инструкция: «Представь, что ты стал учителем, и тебе надо составить расписание на три дня. На 1-й день поставь самые интересные, увлекательные предметы, на 2-й день — не очень интересные предметы, на 3-й день оставь самые скучные, неинтересные предметы».
Ребенку дается 10 карточек с названиями предметов, изучаемых в данном классе: родной язык, родная литература, художественный труд, рисование, музыка, окружающий мир, физкультура, математика, рассказыпо истории.
Обработка результатов. Интеллектуально насыщенные предметы, оказавшиеся врасписании 1-го дня, получают +1балл, во 2-м дне — 0 баллов, в 3-м дне получают– 1 балл.
Например, А. Беляев составил расписание следующим образом:
1-й день | Балл | 2-й день | Балл | 3-й день | Балл |
Ознакомление сокружающ. миром | +1 | Физкультура | Математика | -1 | |
Литература | +1 | Труд | Рисование | -1 | |
История | +1 | Русский язык |
Таким образом, выясняется, что у мальчика заметно выражены познавательные интересы (несмотря на несформированную позицию школьника, на противоречивое отношение к учению).
С определенной мерой условности можно количественно выразить характер познавательных установок следующим образом:
Фамилия, имя учащегося | Характер познавательных установок | ||
положительный | нейтральный | отрицательный | |
А. Беляев | +3 | 1 . | -1 |
При анализе интеллектуальных предпочтений учитель должен обязательно иметь в виду, что на этих предпочтениях может сказаться не только степень развитости познавательного интереса, но и объективное, качество преподавания предметов (личность учителя, занимательность уроков и т.д.). Поэтому целесообразно провести дополнительную методику, определяющую познавательный интерес по направленности школьника на различные этапы урока и виды деятельности на уроке.
Методика"Приятная остановка"
Перед ребенком кладется красочно оформленная твердая (для многоразового пользования) полоска, на которой едут вагончики. Полоска разделена на перегоны со станциями, отражающими разные этапы урока и видыдеятельности (см. образец).
Бланк для методики «Приятная остановка»
Вок-зал | |||||||
Слушаю, как учитель объясня-ет | Сам решаю задачу | Переписы-ваю в тет-радь с доски, с учебника | Отве-чаю с места | Отве-чаю у доски | Аккурат-но пишу буквы, черчу по линейке | Занима-юсь своими делами |
кармашек для вагончиков прорези для вагончиков
Инструкция: «Останови вагончики на тех станциях, которые нравятся тебе больше всего на уроке. Если тебе ничего не нравится, оставь вагончики на вокзале».
Обработка результатов. Учащийся получает один балл за каждую «познавательную» остановку (№№ 1, 2, 4, 5).
Так, А. Беляев поставил вагончики на станции 1, 3, 6. Значит, он получает один дополнительный положительный балл за познавательный интерес, который добавляется (суммируется) к его познавательной формуле (см. предыдущую методику).
Итоговая обработка результатов по комплексной диагностике учебной мотивации
После того как проведены все четыре обследования, учитель обобщает, сводит воедино полученные данные, суммируя положительные, нейтральные, отрицательные баллы в отдельности. Так, в нашем примере обобщенная мотивационная формула ученика А. Беляева будетвыглядеть следующимобразом:
Структура мотивационной направленности | Характер мотивационной направленности | ||
Положительный | Нейтральный | Отрицательный | |
Позиция школьника | +1 | -5 | |
Отношение к учению | +5 | -8 | |
Познавательный интерес | +4 | -1 | |
Итого | +10 | -14 |
Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией (отрицательной, противоречивой, нейтральной), учитель строит работу с ними по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса.
1. Формирование позиции школьника
Учитель приемами словесного внушения систематически, в единстве с семьей «выращивает» у ребенка чувство должного, важного в отношении к школе, к учению.
Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной деятельности при помощи таких приемов:
— организации ситуации личного выбора задачи, упражнения. Учитывая ограниченные интеллектуальные возможности детей с ЗПР, предлагаются несложные основания выбора, такие как: тема задачи (какую задачу будешь решать: про яблоко или про домики?); степень сложности задачи (даются два конверта с надписями «легкая задача», «интересная, но трудная задача»); количество задач (сколько задач ты берешься решить: одну или две?);
— создание ситуации активного влияния в совместной деятельности или в игре «Я– учитель» (ученик ставится в положение учителя и «получает право» проверить у товарища по парте задание), внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи;
— выбор партнера для совместной учебной деятельности. Детям предлагается самим разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать птицу, сделать аппликацию и т.д.).
2. Формирование положительного отношения к учению. Можно выделить следующие направления в работе учителя:
— прежде всего, учитель заботится о создании общей положительной атмосферы на уроке,снижает тревожность детей, исключая все оттенки отрицательногоподкрепления (упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), тем самым снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть,смешаться, неверно ответить;
— создаёт ситуацию успеха в учебной деятельности, формирующую удовлетворённость, уверенность в себе, высокой самооценки и радости
— опирается более широко, чем в обычном классе, на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР. Учитель насыщает педагогический процесс интеллектуальными играми с правилами, активно использует игротехнику на каждом этапе урока, делает игру не запретным для школьника делом, а естественной формой организации быта детей на уроке и в группе продленного дня;
целенаправленно эмоционально стимулирует детей на уроке. Для этого он, во-первых, предупреждает опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); во-вторых, возбуждает интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения; в третьих, формирует внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
3. Развитие познавательныхинтересов.Для решения этой цели учителю необходимо:
— избегать в своем стиле преподавания появления «антистимулов», таких как: бедность, будничность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работа («ничегонеделание», паузы, простои);
— использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представлениями школьников и новым знанием, непосредственную практическую значимость знания в ближайшей зоне развития ребенка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.);
— стимулировать познавательный интерес с помощью технологии обучения; включающей многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения.
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте мотивацию учения детей с ЗПР.
2. С помощью предложенных методик проведите самостоятельное обследование по выявлению особенностей учебной мотивации у детей этой категории.
3. Каковы основные направления коррекционной работы учителя по формированию учебной мотивации у детей с ЗПР?