ГОСУДАРСТВО ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ

2 часа

1 Становление феодального государства во Франции.

2 Утверждение сословно-представительной монархии.

3 Французский абсолютизм.

 

Французское феодальное государство прошло в своем развитии следующие этапы:

- период феодальной раздробленности (9-13 вв.),

- период сословно – представительной монархии (14-15 вв.),

- период абсолютной монархии (16-18вв).

-

-I-

Распад империи Карла Великого на основе Верденского раздела в 843 г. в общих чертах наметил образование трех будущих крупных государств Европы: Франции, Германии и Италии. Наиболее компактным из них в первой половине 9 в. было государство “западных франков” с центром в г. Париже. С 9-11 вв. это королевство стали называть Францией (по области вокруг Парижа – Иль де Франс). Именно здесь представители династии Каролингов удерживали свою власть до конца 10 в., в то время как в Германии и Италии она была ими утрачена еще в начале 10в.

Но и на этих территориях быстро прогрессировала феодальная раздробленность. Уже первому французскому королю Карлу Лысому проходилось постоянно идти на уступки знати. Как, в ее интересах в 847 г. король издал Мерсенский капитулярий, который предлагал каждому свободному человеку найти себе сеньора. При этом власть сеньоров над вассалами приравнивалась к власти короля над его подданными. В итоге окончательно был закреплен принцип “вассал моего вассала не мой вассал”.

Изданный спустя 30 лет Кьерсийский капитулярий (877 г.) узаконил наследственность условных земельных бенефициев и наследственность должности графов. В результате бенефиции превратились в феоды и лены, а титулы должностных лиц в наследственные княжеские титулы.

Именно так постепенно местные княжеские династии приобрели права территориальных государей, аналогичные верховным королевским правам. Потребность в единой власти для них отпала, и от французских королей начали отходить значительные территории. В итоге к концу 10 в. владения Каролингов ограничивались фактически одним городом Лан на севере Франции. После же смерти последнего Каролинга – Людовика У Ленивого светская и духовная знать избрала на престол одного из владетельных графов Парижских – Гуга Капета ( в 987 г.) В результате так возникла новая династия – Капетингов.

Но и при первых из них Франция не была государственно-политическим целым. Все государственное единство сводилось к всеми признаваемой иерархии ленных связей. Поэтому Французское королевство 10 – 13 вв. является классическим примером ленной (сеньориальной) монархии, так как феодальные иммунитеты и сеньориальные права получили здесь наибольшее развитие.

Королевство состояло из множество фьевов (феодальных владений) : герцогств, графств баронств и т.д., которые были формально частью единого королевства, а фактически являлись независимыми политическими образованьями . Все великие сеньоры имели свой двор, армии, обладали всей полнотой власти на своих территориях. Король же мог чувствовать же себя более или менее прочно лишь в своих личных владениях. Для остальной знати король был лишь символом политической системы, знаменем вокруг которого объединялись вооруженные силы в случае необходимости вести большую внешнюю или внутреннюю (против крестьян) войну. Именно эти потребности и вынуждали признавать номинальную власть короля над всей землей королевства. Король считался сеньором, а крупные землевладельцы, имевшие свои фьефы, его вассалами. Данный вассалитет устанавливался особым договором, через обряд оммажа (присяги). Затем происходила процедура вручения инвеституры. На основе этого договора синьор брал на себя обязанность оказывать вассалам военную и материальную в случае нападения на них, или каких либо затруднений. Вассал же должен был нести военную службу синьору в месте со своими людьми (в конце 12 в. 40 дней в году), выплачивать в ряде случаев определенные суммы, участвовать в суде своего сеньора и т.д.

Отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассала короля представляли земли средним феодалам (виконтам, баронам и т.д.). Они в свою очередь предоставляли землю другим группам. И так до самых мелких феодалов, так называемых “однощитовых рыцарей”. Если же говорить о реальности, то фактически очень часто условия вассалитета не соблюдались. Феодалы постоянно вели между собой войны, заботясь исключительно о своих интересах. Соблюдение договора имела место только в том случае, если сеньор имел силы заставить своих вассалов подчиняться. У последних же Каролингов и у первых Капетингов их не было. В результате страну потрясали постоянные распри, которые ложились на плечи народов в первую очередь земледельцев.

К 13 в. крестьянские земли были окончательно захвачены сеньорами. Проживавшие же на них крестьяне обрабатывали, как правило, находящиеся в их пользовании парцеллы (участки господской земли). При этом они делились на две группы. Первые – это вилланы. Они не были лично зависимы. Их зависимость была поземельной. Виллан мог уйти от сеньора, продав или передав свою парцеллу другому, на кого и переносились все повинности. Вторая группа – сервы, которые были лично зависимыми, и выплачивали в пользу господина различные подати и платежи.

Хозяйство крестьян, да и большинства сеньоров, было натуральным. По этому и экономические связи между регионами находились на очень низком уровне. Во многом именно по этому население государства не чувствовало себя единым, принадлежащим к одной народности.

Тем не менее, постепенно экономическое развитие ускорилось. Так, все более заметную роль стали играть города, превратившиеся в центры ремесла и торговли, и одновременно с этим экономическим ускорением, происходило усиление королевской власти. Данные процессы наметились в 12 в. Например, Людовику У1 Толстому (1108-1137 гг.) удалось подчинить вассалов внутри своего домена. При Людовике УП была установлена единая администрация, и началось активное сближение позиций королевской власти и городов. Стабильному экономическому развитию последних мешали постоянные феодальные войны, многочисленные границы, на которых сеньоры устанавливали огромные провозные пошлины. Плюс города были вынуждены платить повинности в пользу феодалов, на земле которых они находились. Их произвол приводил к тому, что городское население, несмотря на свою неоднородность, дружно выступала за введение городского самоуправления (за коммуну). Постепенно многим городам удалось этого добиться. Самоуправление оказалось в руках городского патрициата. Но противостояние с феодалами продолжалось, и горожане видели из этой ситуации в ликвидации феодальной раздробленности в сильной королевской власти, способной обуздать местную знать. Союз с городами был выгоден и королю. Он мог получить от городов необходимые финансовые средства, оружие, дополнительные вооруженные силы.

Как уже выше отмечалось именно в 12 в. при Людовике УП и началось активное сближение короля и городов. В дальнейшем оно усилилось. Так, король Филипп П Август (1180-1223 гг.) оказывал покровительство городам не только своего домена, но находившихся на землях других феодалов. В свою очередь поддержка городов, в лице городского ополчения помогла увеличить свой домен. Разбив английского короля Иоанна Безземельного Филипп П присоединил к своим землям: Нормандию, Анжу, Мен, Турень, часть Пуату и в итоге получил выход к океану. Также, ему удалось присоединить и часть французских владений.

return false">ссылка скрыта

Но наиболее явно усиление власти короля выразилось в фактической отмене его выборности. Если ранее короля выбирали его вассалы и высшее духовенство, то после смерти Филиппа П в 1223 г. было закреплено правило первородства в престолонаследовании. Так же при Филиппе П власть короля стала рассматриваться как власть высшего господина, а все жители стали подданными короля и должны были ему повиноваться.

К началу 13 в. сформировалась и определенная система королевской администрации. Строилась она, в основном, на базе ленной системы. Главным органом являлась королевская курия (Великий совет), состоявшая из вассалов короля. Этот орган существовал еще при Каролингах, и в совет должны были прибывать все королевские вассалы, но по приглашению короля. Собиралась курия по желанию короля и исполняла функцию политического совета. И хотя монархи не были обязаны исполнять принятые ее решения, но до 13 в. все Капетинги их придерживались полностью. Королевская курия выполняла и роль верховного судебного органа, так как действовал принцип “ суда равных”. Именно здесь судились высшие королевские вассалы.

Что же касается административного управления, то оно было сосредоточено во Дворце короля (королевском дворе), который являлся и органом управления домена, и органом общегосударственного управления. И среди лиц, входивших в него, существовала определенная иерархия: 1) члены королевской семьи,2) окружение короля,3) должностные лица: сенешал, коннентабль, камердинер, канцлер, маршал и т.д.

Местное управление выглядело следующим образом. Первоначально королевский домен был разделен на округа (превотажи), в которые направлялись королевские посланцы (прево) с целью сбора королевских доходов, хозяйственного управления, выполнения судебных функций. При Филиппе П в связи с ростом королевского домена была проведена административная реформа. Должность сенешаля, как контролера над прево, была ликвидирована. Все королевство было разделено на равные административные округа – бальяжи, в которые входило по несколько превотажей. Во главе бальяжа стоял балья, в ведении, которого находился суд, сбор налогов, созыв ополчения. На юге королевства (в Лангедоке) вместо бальи назначался сенешаль. Это было связано с тем, что здесь в королевский домен входили целые сеньории. И во главе их стояли сенешали. При этом если бальи назначались не из местных дворян, то сенешалями являлись чиновники представлявшие местную знать. Таким образом , можно сделать вывод, что к началу 12 в. произошло усиление королевской власти, но ее влияние было не одинаковым в различных регионах. Особенно сильна она была в центре королевства. Далее следовали север и запад. Что же касается юга, то здесь она была еще достаточно слабой.

Процесс централизации продолжался в течение всего 13 в. Именно в это время был постепенно ликвидирован принцип “вассал моего вассала не мой вассал. И наиболее серьезный удар по сепаратизму местной знати нанес Людовик 1Х Святой (1226-1270гг.) В целом он продолжал программу своего деда – Филиппа П. Так королевский домен был увеличен за счет южной части Пуату и Западного Лангедока с г. Тулузой. Именно при Людовике 1Х Англия окончательно признала потерю большинства своих континентальных территорий.

Но все же главными в период правления данного монарха были не территориальные присоединения, а реформы “ судебная, административная, военная и финансовая.

Начнем мы с военной, хотя по времени проведения она не была первой. Людовик запретил все частные войны, а так же все поединки в своем домене (1258 г.). Правда после его смерти запрет был снят (1272 г.), но его в дальнейшем то восстанавливали, то вновь отменяли, пока он окончательно не утвердился в 14 в. Что же касается остальных сеньорий, то здесь был введен принцип “ сорока дней короля “. В течение этого времени нельзя было начинать войну. Феодалы могли в первую очередь слабая сторона прибегнуть к королевскому суду, где спор рассматривался по существу. Если же течение 40 дней суду не удавалось разрешить конфликт, то можно было начать военные действия. При этом было установлено правило, что вассальные отношения не действуют в случае выступления сеньора против короля.

Что же касается административной и судебной реформ, то они были тесно переплетены. В 1247 г. был создан институт королевских следователей. Им вменялось в обязанности контролировать деятельность бальи, собирать других королевских уполномоченных в особые ассамблеи, расследовать обвинения и приводить приговоры в силу. В важных случаях они могли лично обращаться к королю. В ходе административной реформы, в целях предотвращения сращивания бальи и сенешалов с местным населением, вводились запреты на приобретения ими имущества на местах и да же запреты семейного характера.

Проведение военной реформы привело к увеличению роли королевских судей, которые были направлены во все области для решения возможных конфликтов. Достаточно быстро к их услугам стали прибегать не только феодалы, но и все свободные недовольные решениями судов сеньоров. Это было связано с тем, что в королевских судах были введены новые правила судопроизводства. Например, здесь отменялись ордалии.

В итоге произошло усложнение королевской юстиции, и появилась потребность в выделении ее высшего органа. Первоначально данную функцию выполняла королевская курия. Но уже с 1260 г. заседания курии по судебным делам стали проходить отдельно от обсуждения других вопросов. Так, возникла особая судебная палата - Парижский парламент (от фр. “ parler” – говорить). Этот орган, являвшийся высшим апелляционным судом для всего королевства разбирал и некоторые наиболее важные дела. Одновременно за ним были закреплены и отдельные административные функции. Действовали в нем в основном профессиональные правоведы- легисты, знатоки римского и местного права. Их привлекали не только для решения судебных дел, но и для подготовки законов.

Теперь остановимся на финансовой реформе. Ранее на территории каждой сеньории ходила своя монета. Людовик 1Х начал конкурировать в ее чеканке с другими феодалами. Для этого он не отменил местную монету, а заставил своих вассалов допустить на их территорию свою. Благодаря лучшему качеству королевская монета достаточно быстро вытеснила местные. Так же Людовик стал более активно собирать вассальные платежи, в том числе и с городов – коммун, реально превратившихся в его вассалов. Активно в виде “даров” выколачивались деньги и от церкви. Возрос и сбор судебных пошлин. В результате резко выросли доходы короля, и потребовался специальный орган для контроля за государственными финансами. Для этого из королевской курии была выделена специальная Счетная палата, к которой в дальнейшем перешел в целом весь сбор налогов и учет других королевских доходов.

Таким образом, в середине13 в. благодаря реформам Людовика 1Х был нанесен существенный удар по феодальной раздробленности, и произошло значительное увеличение роли королевской власти.

 

 

-II-

С реформ Людовика 1Х начинается стабильный процесс перехода к сословной монархии. Как уже отмечалось, король, что бы укрепить свою власть должен был опираться на различные сословия, недовольные гнетом местных феодалов. В первую очередь ими являлись мелкое дворянство и горожане. Они же , в свою очередь видели в единстве под эгидой короля возможность ликвидации произвола знати. Именно 12-13 вв. были ознаменованы резким увеличением данного гнета. Феодалы требовали все больших налогов, и при этом уже не натуральных, а денежных. Во многом это связано с крестовыми походами. Если ранее они вполне довольствовались продукцией, произведенной в их сеньориях, то теперь с Востока пришли новые товары, предметы роскоши, продукты питания. Для удовлетворения новых потребностей требовались деньги.

В результате серьезно изменяется положение крестьянства. Для сеньоров более выгодным становится свободный земледелец. И процесс ликвидации крепостного состояния начинается с тех же крестовых походов. Уходя в крестовый поход и нуждаясь в деньгах, феодалы нередко предлагали своим крепостным выкупить свою свободу или часть повинностей. Так постепенно на смену крепостному серву приходит цензитарий (свободный земледелец, держатель цензивы, т.е. наследственного земельного надела, за который уплачивался твердый ежегодный денежный взнос – ценз). Такой крестьянин мог передать цензиву по наследству, продать ее и т.д., т.е. он мог перейти на новое место, в том числе и уйти в город. Купившему же цензиву передавались и все прежние повинности.

Но, несмотря на все положительные изменения, уплата денежных повинностей была достаточно тяжелой, т.к. крестьяне были очень слабо втянуты в товарно-денежные отношения. Плюс им приходилось платить и в королевскую казну. Поэтому вторая половина 13 в. прошла в постоянных крестьянских восстаниях, которые переросли в середине14 в. в охватившую всю страну крестьянскую войну- Жакерию. И лишь совместными усилиями она была подавлена. Именно эта война подтолкнула средние и мелкое дворянства к идее укрепления единой королевской власти, способной держать в повиновении крестьянские массы.

Таким образом, укреплению королевской власти во Франции, способствовали:

-союз короля и городов, серьезно укрепившихся в экономическом плане и способных существенно поддержать монархию,

-поддержка сильной королевской власти мелким и средним дворянством,

-постоянное сохранение внешней угрозы т.к. Франция постоянно вела войны, как защищая свою безопасность, так и за новые территории

-способствовала укреплению власти короля и победа светской власти, в лице Филиппа 1У Красивого, в борьбе с римским папой по вопросу взимания королем налогов с духовенства и подчинения французскому королю Фландрии. По существу римский престол был захвачен Францией, да и находился он в период с 1308 по1378 гг. во французском городе Авиньон. В дальнейшем гегемония короля над французской церковью была сохранена.

Все это в комплексе и способствовало возрастанию власти короля. Уже к началу 14 в. королевский домен охватывал три четверти территорий страны и продолжал увеличиваться, хотя сохранялись и очень крупные сеньории, вроде герцогства Бургундского. Но, тем не менее, на смену отношениям вассалитета пришли отношения подданства. Престол стал наследственным в одном роде и только по мужской линии. Увеличилась роль короля в законодательной сфере, в регулировании всех общественных отношений.

Тем не менее, королю по прежнему была нужна опора в силах, стремящихся к объединению страны. Поэтому начинают созываться собрания представителей различных сословий. Понятие “сословие” (фр.” Ordre”) возникло во французском языке именно в 14в. К этому времени сложились группы, имевшие свои правовые и финансовые различия. Первое сословие составляло духовенство, которое было свободно от уплаты прямых и частично косвенных налогов, от военной и городской службы, имело свой суд. Второе сословие составляло дворянство, освобожденное от многих налогов, но платившее некоторые сборы, например налог с имущества. Среди его привилегий были: исключительное право на обладание вотчинами и различными феодальными правами, судебные привилегии и т.д. И третью группу, которое так и называлось “третье сословие”, составляли городская буржуазия, ремесленники, рабочие, крестьяне. Они были лишены каких-либо привилегий и являлись главным податным сословием.

Представители всех этих сословий и было привлечь к участию в государственных делах. Первые созывы представителей сословий-штатов (от фр. “etat” – сословие, государство) имели место еще в 13в. Их созывали местные правители по отдельным территориям для решения своих финансовых проблем. Короли же созывали ассамблеи, а затем всеобщие советы. Происходило это крайне нерегулярно, и часто приглашались представители либо отдельных сословий, либо отдельных территорий.

Впервые подлинно сословно-представительный орган собрался 1302 г. В этом году Филипп 1У созвал обще французское собрание, получившие в дальнейшем название Генеральных штатов. Созвано оно было с целью поддержать короля в борьбе с римским папой. Затем в 1308 г. они были созваны для одобрения ликвидации ордена Тамплиеров, а в 1313 – 1314 гг. – для санкционирования новых налогов. Именно эта сфера (утверждение новых налогов) и стала основной в деятельности Генеральных штатов.

Особенно значительной их роль была в период Столетней войны (1337-1453 гг.). Ее начало связано с тем, что в 1328 г. прекратилась старшая ветвь Капетингов и власть перешла к представителям младшей ветви в лице Филиппа 1У Валуа. Но на престол стал претендовать английский король Эдуард Ш , внук по женской линии Филиппа Красивого. Как уже было выше сказано, во Франции к этому времени сложился приоритет наследования по мужской линии, ссылаясь еще на статью об аллодах в Салической правде. В итоге началась война, оказавшаяся, первоначально, неудачной для Франции. В таких тяжелых для короля условиях Генеральные штаты выдвинули претензии на расширение своих прав. В 1356 г. в плен попал французский король Иоан (Жан) Добрый. Денег в казне не было и дофин Карл (Шарль) созывает осенью этого же года Генеральные штаты. Преобладание в них получило третье сословие. Именно благодаря активности его представителей Штатам удалось добиться от дофина подписания Великого мартовского ордананса (3марта 1357г.). Согласно его Штаты далее должны были созываться регулярно (два раза в год) не взирая на согласие короля. Так же они потребовали не только исключительного права утверждения налогов, но и право контроля за расходованием всех средств, исключительного права решения вопросов войны и мира, права контроля за королевской администрацией через назначение специальных советников. Но Карл не был склонен выполнять этот документ. Правительство сделало все, чтобы он не был реально введен реально в действие. И это ему удалось. Таким образом, Генеральные штаты не смогли утвердить свое главенство над монархом.

В конце 14 в. сложился и основной порядок формирования структуры Генеральных штатов. Заседание в них происходили, в основном, по палатам. В первую входили представители высшего духовенства, во вторую – представители дворянства (кроме знати – герцогов, графов входивших в Королевскую курию), в третью – представители третьего сословия ( городов, университетов, ремесленных и торговых корпораций и т.д.) Их выбор определялся индивидуальными приглашениями короля, Дворянство же выбирало представителя от бальяжа. С 1484 г. порядок созыва изменился. Кроме знати, получавшей индивидуальные приглашения, все остальные должны были избирать депутатов. Позднее в 16 в. утвердился порядок избрания по бальяжам и сенешальствам.

Голосование проходило обычно по сословиям. Каждое сословие имело один голос. Программа сессии (обсуждаемые вопросы) определялась королем, и депутаты выражали лишь мнение по королевским предложениям.

Компетенция Штатов была неопределенной. В основном в нее входили следующие вопросы: а) вотирование налогов, ежегодных и новых субсидий, б) мирные соглашения и переговоры, а изредка политическое решение внутренних конфликтов, в) предложения и просьбы от сословий королю. Таким образом, они совершенно не влияли на законодательство. При этом созывались не регулярно и только по желанию короля.

В итоге к концу Столетней войны роль данного органа падает. Особенно она сократилась после введения в 1439 г. при Карле УП постоянного прямого налога ( тальи), взимаемого без согласия Штатов. На основе этих средств была создана регулярная армия, ставшая опорой монарха. С точки зрения правящих кругов Генеральные штаты выполнили свою роль. В дальнейшем они созываются крайне не регулярно (через20 или даже 70 лет). Взамен их с 15в. изредка, по усмотрению короля, собирались собрания нотаблей – “именитых людей”. Это были не сословно-представительные органы, которые носили чисто совещательный характер.

Таким образом, начался постепенный переход к абсолютной монархии. Важным в этом плане было правление Людовика Х1 (1461-1483 гг.), завершившего территориальное объединение Франции. Большую часть своего правления он провел в борьбе с крупными феодалами, создавшими Лигу общественного блага во главе с герцогом Бургундии – Карлом Смелым. Лига была разгромлена, а к территории домена были присоединены Бургундия, Прованс и т.д. Крупные феодалы были просто уничтожены.

Одновременно Людовик Х1 всячески поддерживал экономическое развитие городов, но при этом ограничивая их самоуправление. В этот же период произошла ликвидация части внутренних таможен, проводилась политика меркантилизма.

При Карле УШ (1483-1498 гг.) к Франции было присоединено последнее самостоятельное герцогство - Бретань (1491г.), чем был завершен процесс политического объединения Франции. Таким образом, к 16в. она превратилась в одну из самых больших и централизованных королевств в Европе, и к этому времени в полной мере созрели все условия для перехода к абсолютной монархии.

 

-III-

Абсолютная монархия это форма правления, при которой власть в стране всецело и не раздельно принадлежит монарху, являющемуся единоличным законодателям, главой администрации, возглавляющему вооруженные силы, фактически руководящему судом, государственно-религиозной системой. Представительные органы государственной власти при абсолютизме либо отсутствуют, либо не играют никакой роли.

Во Франции предпосылки перехода к абсолютизму были созданы еще в 15 в. Так уже отмечалось расширение финансовых возможностей короля за счет введения постоянного прямого налога, а за тем многочисленных косвенных. Так же было завершено территориальное объединение страны, и монархия стала безусловным центром государственного единства. Произошло полное подчинение королевскому двору всех ветвей королевской фамилии (принцев). Произошло слияние королевского двора и дворов принцев. В итоге образовался единый политический блок короны и дворянства всей страны.

В 16 в. складываются и социально-экономические условия перехода к абсолютизму. Шестнадцатый век – это век появления во Франции мануфактур, которые представляли собой первую стадию капиталистического промышленного производства. Успехи в промышленности привели к ускорению в развитии товарно-денежных отношений, оформление которых, в свою очередь, способствовало создание единого обще национального рынка. Способствовало этому и снятие излишних внутренних таможенных барьеров. В результате же укрепление экономических и политических связей происходило осознание единства всей нации.

Но все же не стоит переоценивать промышленное развитие Франции. Она по-прежнему была в основном, аграрным государством. Но именно в это время окончательно на смену крепостному крестьянству приходят свободные наследственные держатели земли – цензитарии (чиншевики) (от ценз или чинш). Их положение по-прежнему было достаточно тяжелым, так как помимо цензивы (чинша) они выполняли и другие повинности в пользу своих сеньоров, а так же платили государственные налоги, церковную десятину. Плюс многие вносили плату ростовщикам, в зависимости от которых была значительная часть земледельцев.

Говоря о французском абсолютизме необходимо указать и его социальную природу. Это особенно важно в связи с тем, что Франция 16-17 вв. считается страной классической, наиболее развитого абсолютизма.

Главной его социальной базой являлось феодальное дворянство, высшее привилегированное, сословие, которое делилось в период абсолютизма на пожалованное и служилое. Древнейшим было пожалованное дворянство, строившееся на наследственных правах или на выданных королем дворянских патентах. Служилое сформировалось при абсолютизме. Его получали за определенный порядок выслуги в королевских должностях, как гражданских, так и военных.

Значительную поддержку королю оказывала и католическая церковь, во многом от него зависящая. При Франциске 1 (1515-1547 гг.) был подписан Баллонский конкордат с папой Львом Х. Согласно его французский монарх получил право назначения на должности всех французских епископов. Одновременно папа признал за королем право на получение большей части французских церковных доходов.

Надежным союзником монарха являлась и формирующаяся буржуазия, ведущая свое начало с городских коммун. В 16-17 вв. данная связь продолжала укрепляться. Происходило это на основе обоюдных финансовых интересов. Государство, нуждаясь в средствах, находило их в займах у буржуазии, либо же в системе откупов, когда сбор почти всех косвенных налогов сдавался на откуп представителям финансовой буржуазии. Через эту систему буржуазия фактически использовала государственный аппарат для своего обогащения. Был и еще один своеобразный способ сближения буржуазии и королевских властей - через систему продажи и покупки государственных должностей. Для буржуазии это была и выгодная коммерческая сделка, так как затраченные средства с лихвой возвращались через поборы с населения. А с другой стороны, с 17 в. купленная должность стала передаваться по наследству, и появилась возможность перехода в служилое дворянство. Так шел постепенный процесс одворянивания крупной буржуазии. Что же касается мелкой буржуазии, то она, как и мелкие земледельцы, оставалась под феодальным гнетом.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что монархия имела к 16 в. достаточно прочную базу. Но, тем не менее, переход к полному абсолютизму был достаточно тяжелым. Связано это с произошедшим в середине 16 в. религиозным расколом, в следствии распространении идей Реформации. Протестантизм во Франции выразился в движении гугенотов, которое получило поддержку недовольных монархии. Но не все католики выступали за сильную королевскую власть. Так ими была создана “Католическая лига”, среди идей которой была и борьба за созыв Генеральных Штатов, а так же другие моменты, ослаблявшие власть короля в угоду крупным феодалам.

Все вторая половина 16 в. во Франции прошла в постоянных религиозных войнах. Завершились же они воцарением новой династии Бурбонов, в лице Генриха 1У (1594-1610 гг.), гугенота перешедшего в католицизм. В период его правления (1598 г.) был издан Нантский эдикт, установивший равноправие двух вероисповеданий, но католицизм был объявлен официальной религией. Протестанты получили все гражданские права свободу богослужений и особые гарантии в виде сохранения своих ассамблей, крепостей и гарнизонов.

Но спустя 30 лет (в1628 г.) в период правления Людовика ХШ эти привилегии были ликвидированы. Данное событие связано с деятельностью первого министра и кардинала Франции Армана Жан де Плесси Ришелье (1585-1642гг.) Он выделился в 1614г., когда, являясь епископом, участвовал в последних в период средневековья и предпоследних в истории Франции Генеральных штатах. Созваны они были от имени Людовика ХШ которому к этому времени исполнилось 13 лет ( правил он с 9 лет , с момента убийства Генриха 1У в 1610 г.). Реально же правила в это время его мать – Мария Медичи. Генеральные штаты были созваны по финансовому вопросу, но произошедший конфликт сословий привел к их роспуску. Тем не менее, Ришелье был замечен и вскоре получил приглашение в Королевский совет. С 1619 г. он являлся кардиналом, а с 1624 г. членом Государственного совета и фактическим руководителем государством. Именно при нем было завершено укрепление королевской власти, административная централизация и создана по сути новая, в политическом отношении монархия, известная в истории как “регулярная монархия Ришелье”.

Находясь у руля государства, он боролся против всякой феодальной реакции, откуда бы она ни исходила: от римского папы, французского духовенства, светских феодалов и т.д. Его идеалом было могущественное централизованное государство, в котором король пользовался бы неограниченной властью над всеми подданными, включая и дворянство, которое должно было верно служить королю и быть подчинено общегосударственным законом. Но в то же время вся его политика не ограничивала, а защищала интересы дворянства.

Ришелье все подчинил своей цели. Для этого из двора были изгнаны интриговавшие против короля вельможи, срыты замки феодалов, запрещены дуэли, подавлялось движение гугенотов и т.д. Он провел централизацию государственного аппарата, во главе которого стали государственные секретари (главы отдельных ведомств) во главе с первым министром – Ришелье. На местах важнейшую роль стали играть интенданты полиции, суда и финансов, посылаемые из центра и имевшие почти не ограниченные полномочия. Так, они следили за городскими муниципалитетами, губернаторами провинций, начальниками бальяжей. Интенданты существовали и до Ришелье, но он придал им регулярный, всеобщий характер. Об особой важности данных чиновников говорит тот факт, что должность интенданта не продавалась и не передавалась по наследству.

Ришелье вел и активную политику в сфере экономики. Он являлся сторонником меркантилизма, т.е. политики поддержки промышленности и торговли. Одновременно все производство, в том числе и сельское хозяйство, было поставлено под жесткий контроль. Такой же контроль имел место и в сфере науки и культуры. Например, была введена жесткая цензура в печати, театре. Но с другой стороны, именно при Ришелье была создана Французская академия наук, вышла первая газета и т.д.

В целом же при Ришелье завершилось перерастание сословной монархии в абсолютную. Ришелье умер 1642 г., а на следующий год умер и Людовик ХШ. Но абсолютизм был уже настолько силен, что своего полного расцвета он достиг именно в период правления следующего монарха – Людовика Х1У (1643-1715гг.) И этому не смогли помешать события, вошедшие в историю под названием “Фронда” (с фр. “игра в пращу”), когда при малолетнем Людовике, в период 1643 по 1661 гг. фактически правил первый министр, так же сторонник укрепления абсолютизма, кардинал Мазарини. Против его выступила верхушка чиновного дворянства – члены Парижского парламента, желавшие ограничить королевскую власть, запретить произвольные аресты, упразднить интендантов. Так же они требовали закрепления правила, согласно которого налоги могли вводиться, лишь с их согласия. Перечисленные требования поддержала часть буржуазии и народных масс Парижа, а также принцев крови, надеявшихся на увеличение своего политического влияния. В 1648 г. вспыхнуло восстание, и королевский двор бежал из Парижа. Но сам же Парламент испугался революционного выступления народа и по соглашению с Мазарини прекратил сопротивление. Принцы же продолжали борьбу до 1653 г., когда их мятежи были подавлены окончательно.

Из этой борьбы абсолютизм вышел еще более могущественным. С1661 г. по 1715 гг. Людовик Х!У сам стоял во главе всего управления , не назначая первых министров. И усиление неограниченной власти монарха привело к отождествлению его личности с государством. Еще в 1614 г. Генеральные штаты признали власть короля божественной по своему источнику и священной по характеру. Окончательно данный подход утвердил Людовик Х1У который по приданию вырвав из книг Парламента листы с записями времен фронды заявил: ”Вы думаете господа, что государство-это вы. Вы ошибаетесь, государство- это я”.

Король в период абсолютизма имел верховные законодательные полномочия , т.е. мог произвольно устанавливать законы, менять по своему усмотрению. Что же касается исполнительных и судебных прав монарха, то они были ограничены только существованием бюрократической наследственной иерархии и независимым происхождением большинства государственных должностей. В принципе король мог обновить государственный аппарат и изменить порядок его формирования. Но это вызвало бы недовольство дворян, выходцев из буржуазии, поддержка которых для короля была важна, т.к. он не редко пользовался противопоставлением ее родовитому дворянству. Поэтому проблему реформирования аппарата решали, начиная с Ришелье, одновременно и сохранением старых и созданием новых органов. В итоге система, в которой должности продавались и передавались по наследству, имела второстепенное значение. Большинство таких должностей являлось чисто почетными (в первую очередь придворные). Основой же управления постепенно стали новые органы, создаваемые из назначаемых чиновников.

Высшим правительственным учреждением Франции являлся Совет короля, в который входили представители высшей аристократии, а также высшие должностные лица и лица по усмотрению короля. Формально в нем принимались основные политические, административные и даже судебные решения. Но реально это был чисто совещательный орган. Действовал он не стабильно. Уже с конца 16 в. в нем выделились специальные органы: Государственный совет, Совет дел, Совет финансов и т.д. Некоторые из них являлись постоянными , например Совет дел, а другие возникали на короткое время,

По существу каждый монарх перестраивал систему управления. Отсюда и проистекало хаотичность построения королевской администрации, наличие в ней и старых и новых органов. Главное же, что следует особо отметить, что при Людовике Х1У произошло окончательное разделение Совета короля на самостоятельные правительственные институты (1661 г.). Так важнейшим среди них являлся Великий совет, в состав которого входили лица по личному усмотрению короля, главным образом высшая администрация и представители духовенства и дворянства. Все дела здесь решались от имени короля. Обсуждались вопросы законодательства, текущие политические дела, судебные дела, передаваемые по кассации короля. Председательствовал в совете канцлер.

Вторым важнейшим учреждением являлся Совет в верхах, созданный вместо Совета дел. Здесь не было постоянного членства. В Совет призывались лица по необходимости. У этого органа не было и постоянной сферы деятельности. Главным образом он созывался для решения вопросов внешней политики.

Что же касается текущей работы, то ей занимался Совет депеш, которым с 1661 г. руководил сам король. Здесь решались вопросы внутреннего управления государством и несшим административным аппаратом. Собирался Совет депеш достаточно регулярно, во второй половине17 в. обычно 2 раза в неделю

Отдельно существовал и особый Совет финансов короля, во главе которого стоял так же лично монарх. В него входили канцлер, генеральный контролер, интенданты и т.д. Данный орган занимался вопросами госбюджета, сбором налогов и т.д. Собирался он еженедельно.

Но уже в 18в. после смерти Людовика Х!У все эти органы были изменены. Так, Великий совет был преобразован в Государственный совет, в который вошли 7 отдельных советов – коллегий, в том числе: иностранных дел, внутренних дел, финансов гражданской юстиции и т.д. Во главе этих коллегий стояли государственные секретари. Как уже отмечалось, впервые они появились при Ришелье, но их роль была достаточно пассивна. Фактически они исполняли решения высших советов. Но к 1715 г. их значение возрастает, и в результате появляются, по существу, министры (правда четкого разделения по отраслям между ними не было) со своим аппаратом, в который входило значительное число чиновников. Подчинялись же государственные секретари реально лишь королю.

В то же время, следует отметить, что важнейшую роль среди должностных лиц с1665 г. стал играть генеральный контролер финансов, ведавший по существу всей экономической и торговой политикой, всем госбюджетом. Подчинялся он исключительно королю.

Важнейшие дела в государстве в 18 в. решились на так называемом молом совете, состоящем из узкого числа лиц, пользующихся особым доверием монарха. Среди них генеральный контролер и государственные секретари занимали одно из первых мест.

В целом система власти была достаточно хаотична и запутанна. Еще большая путаница наблюдалась в местных органах управления. Даже в территориальном делении существовали различные единицы: женералитэ, губернаторства, бальяжи, диоцезы интендантства и т.д. Они накладывались друг на друга, не совпадали территориально. Одни единицы имели военное назначение, другие церковное, третьи судебное, четвертые финансовое и т.д. Во главе каждой единицы стояли свои должностные лица . Часть из них реально не чем не занималась (бальи, прево). Важнейшими лицами в местном управлении были интенданты, назначаемые из центра. В диоцезах, на которые делились интендантства, реальная власть находилась у субделегатов, назначаемых интендантами и подчиненных им.

Такой же запутанной была и судебная система. Центральное место в ней номинально сохранялось за парламентами. К концу 17 в. их было 19 . Они возглавляли особые судебные округа. Крупнейшим являлся Парижский парламент, обслуживавший треть страны. Парламентский суд считался делегированным королевским судом, поэтому король мог забрать из его юрисдикции любое дело. Со времени Ришелье парламент, контролировавший ранее частично королевское законодательство, утратил это право. Теперь он только регистрировал законы, издаваемые монархом. Таким образом, в период абсолютизма парламент стал чисто судебным органом. В целом же парламенты входили в состав королевских судов, так же как и суды превотажей и бальяжей.

Кроме королевских судов существовали: церковные, сеньориальные, городские и т.д. Но королевские суды господствовали над ними. Им была подсудна большая часть уголовных и гражданских дел. Например, у сеньориальных судов было отобрано все уголовное делопроизводство, и они превратились реально в органы предварительного дознания. В дополнение ко всему, королевская юстиция обладала правом эвокации, т.е. принятие своему рассмотрению любого дела из некоролевских судов, за исключением ряда церковных дел.

Кроме всех перечисленных судебных инстанций существовали и другие. Например, привилегированные суды (дворцовые, университетские, ремесленные и т.д.), специальные суды (отдельных ведомств - счетной палаты, управления монетного двора и т.д.), военные, морские, таможенные и т.д.

Эта неразбериха во многом и объясняет полный произвол в судебной сфере. Во многом способствовали тому и сами короли. Так, начиная со времени Ришелье, широкое распространение получили “открытые письма”, т.е. бланки приказов, в которые можно было вписать любое имя.

В целом же французский абсолютизм к середине 18 в. вступил в период своего кризиса. Если ранее он играл прогрессивную роль, способствовал укреплению государства, развитию экономики, то теперь он стал их тормозом. Причины этого скрывались и в непродуманной государственной системе, и в финансовой политике, и в целом ряде других факторов. Не могли спасти его и отдельные политические, административные и экономические реформы, проведенные в период правления Людовика ХУ1 (1774-1792 гг.). Неудачи этих реформ в значительной мере были вызваны непоследовательность короля, который при их проведении встретил оппозицию духовенства и знати, стоявших на позициях защиты своиipt>