Глава 2. Направление и виды природопользования

 

Природопользование – это использование природных ресурсов и условий окружающей среды, их воспроизводство и охрана. Весьма важно понимание взаимосвязи рационального природопользования и охраны природы. Рациональное природопользование – это часть процессов природопользования, в основе которых лежат прогрессивные технологии, способы, обеспечивающие минимальное отрицательное воздействие на окружающую природную среду. Под охраной следует понимать процессы сохранения, укрепления и восстановления всей системы природных объектов. Взаимосвязь природопользования и охраны природы проявляется, с одной стороны, как зависимость необходимости осуществления определенного объема работ по охране природы от масштабов природопользования, а с другой – как зависимость возможностей природопользования от масштабов охраны. Рациональное природопользование, обеспечивая снижение потребности в охране природы, фактически выступает как один из эффективных способов охраны природы.

Материальным содержанием природопользования выступает деятельность людей по выявлению, непосредственному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. Основные направления и виды природопользования приведены в табл. 1.

Сохранение окружающей среды, будучи неотъемлемой частью процесса развития, является ведущим структурным компонентом и целью модели устойчивого развития.

Важнейшей категорией, характеризующей достижение устойчивого развития общества, является качество окружающей среды. В законе «Об охране окружающей среды» качество окружающей среды трактуется как состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. В законе также определено понятие «благоприятная окружающая среда»: окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Таблица 1

Классификация основных направлений и видов природопользования

Направление Вид
Пользование ресурсами Ресурсопотребление без непосредственного извлечения, изъятия из природной среды (морской транспорт); использование компонентов природной среды как поглотителей, вместилища отходов производства и потребления
Потребление ресурсов Добыча ресурсов: выявление, изучение, подготовка, непосредственное извлечение, изъятие
Конструктивное преобразование Преобразование природной среды; улучшение отдельных свойств ресурсов: обогащение, мелиорация; защита от стихийных бедствий, ликвидация негативных последствий
Воспроизводство природных ресурсов Создание искусственных биогеоценозов, опреснение морской воды, очистка стоков для повторного использования воды; разведение лесов; восстановление отдельных свойств природных ресурсов: рекультивация земель, очистка рек, озер, водохранилищ; создание условий для воспроизводства ресурсов: почвозащитные посадки, одернование береговых полос
Охрана среды обитания и природной среды Предотвращение негативных последствий производства и потребления; собственно охрана: консервация отдельных биогеоценозов
Управление, мониторинг и ведение кадастров Учет и контроль использования и потребления природных ресурсов; нормирование и регулирование состояния природных ресурсов и компонентов; эколого-экономическая оценка природных ресурсов и компонентов и ущерба, наносимого природной среде и третьим лицам

 

Природная окружающая среда в своем естественном состоянии является экологически сбалансированной системой. В своем эволюционном развитии окружающая среда под влиянием внутренних или внешних факторов может проходить через ряд критических точек или находиться в них некоторое время: нормальное, аномальное, кризисное состояние, разрушение среды.

Нормальное состояние среды – экологически сбалансированное естественное состояние природной окружающей среды, которое характеризуется неким экологическим равновесием взаимодействия человека с природой, не вызывающим существенного изменения среды и самого человека.

Аномальным (нарушенным) состоянием среды можно назвать такое, при котором один или несколько параметров состояния среды достигают величин, отклоняющихся от фоновых характеристик данной местности, или нарушаются некоторые свойства среды, например эластичность, емкость. В аномальном состоянии окружающая среда не теряет системной целостности, но приобретает характеристики экологически не сбалансированной системы и может оказывать вредное воздействие на человека либо не удовлетворять его потребности.

Кризисное состояние среды наступает в случае, когда параметры ее состояния приближаются к границам допустимых пределов изменений, переход через которые влечет за собой потерю средой системной устойчивости и ее разрушение. Кризис окружающей среды может быть следствием возмущений, загрязнений или аномалий в среде при достижении пороговых величин.

Разрушение среды – это такое состояние окружающей среды, при котором она становится непригодной для обитания человека или использования ее в качестве природного ресурса.

Россия отличается неоднородным климатом, большим разнообразием ландшафтов и природных зон, огромными площадями пахотных земель и лесов, значительными запасами пресной воды, полезных ископаемых. Особенности экологической обстановки в субъектах Российской Федерации и возникающих в них экологических проблем в основном обусловлены местными природными условиями и характером воздействия на них промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства, который зависит от специфики размещения предприятий, их мощностей, применяемой технологии и т.д.

Сложная экологическая обстановка во многих субъектах Российской Федерации не столько результат кризисных явлений в экономике страны, сколько следствие накопленных за многие десятилетия структурных деформаций хозяйства, приведших к доминированию ресурсо- и энергоемких технологий, сырьевой ориентации экспорта, падению технологической дисциплины, а также к чрезмерной концентрации производства в экономически развитых регионах страны. В тех субъектах Российской Федерации, где сосредоточены предприятия нефтегазовой и горнорудной отраслей, черной и цветной металлургии, экологическая обстановка остается неблагополучной, сохраняется высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. №2552-р утверждена Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. Ответственным исполнителем программы является Минприроды России, участниками программы – Минпромторг России, Минрегион России, Росприроднадзор, Росгидромет, Росводресурсы, Роснедра, Росрыболовство. В программу включено пять подпрограмм: «Регулирование качества окружающей среды»; «Биологическое разнообразие России»; «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды»; «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике»; «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012–2020 годы», а также федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы».

Целью государственной программы является повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем.

Для достижения поставленной цели государственной программы предусматривает решение следующих ключевых задач:

- снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики;

- охранение и восстановление биологического разнообразия России;

- повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;

- организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике.

Мероприятия и целевые показатели программы разработаны с учётом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Климатической доктрины РФ, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учётом аспектов изменения климата), Стратегии развития деятельности РФ в Антарктике на период до 2020 года и на более отдалённую перспективу, Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года, и Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Целевыми показателями (индикаторами) программы, характеризующими мероприятия, направленные на формирование общих социально-экономических условий и благоприятной среды для осуществления инноваций, являются:

- объём выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта;

- количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;

- численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха – более 7);

- объём образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта;

- численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;

- доля площади Российской Федерации, занятая особо охраняемыми природными территориями всех уровней.

В рамках государственной программы предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:

- обеспечение экологической безопасности и улучшение качества окружающей среды;

- сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира;

- сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий;

- повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии;

- повышение эффективности функционирования системы экологического надзора;

- повышение эффективности функционирования системы государственной экологической экспертизы.

Ожидаемые результаты программы:

- создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

- стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий;

- создание условий для разработки и внедрения экологически эффективных инновационных технологий, обеспечивающих снижение удельных показателей выбросов и сбросов вредных (загрязняющих) веществ, размещения отходов;

- развитие рынка экологических товаров и услуг;

- создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни городского населения;

- сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление численности популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира России;

- повышение уровня защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, изменений климата (обеспечение гидрометеорологической безопасности);

- обеспечение потребностей населения, органов государственной власти, секторов экономики в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей среды, её загрязнении;

- получение новых научных знаний в области изменения климата, создающих основу для формирования государственной политики в сфере охраны окружающей среды.

В количественном отношении должны быть получены следующие результаты (по сравнению с базовым 2007 годом):

- снижение объёма выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта – в 2,2 раза;

- сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха – в 2,7 раза;

- улучшение экологических условий для 36,1 млн. россиян, проживающих в настоящее время в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха – более 7);

- снижение объёма образованных отходов всех классов опасности на единицу валового внутреннего продукта – в 1,6 раза;

- улучшение экологических условий жизни для более чем 750 тыс. россиян, проживающих на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью;

- увеличение доли площади Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями всех уровней, до 13,5% территории страны.

При реализации программы должны быть достигнуты показатели социально-экономического развития, предусмотренные Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация комплекса природоохранных мероприятий, предлагаемых в государственной программы, позволит повысить уровень экологической безопасности граждан, сохранить и восстановить природные системы, в том числе численность популяций редких и исчезающих объектов животного и растительного мира России.

Для официальной оценки состояния окружающей среды в России на протяжении более 20 лет используется Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды. Начиная с Госдоклада за 2012 год, он готовится с использованием для оценок показателей, характеризующих взаимосвязь состояния окружающей среды и показателей социально-экономического развития РФ (показателей экологической эффективности). В качестве основы для определения показателей экологической эффективности используются показатели, рекомендованные решениями Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) и Организации экономического сотрудничества и развития.

Использование показателей устанавливает систему для оценок сущности "Состояние окружающей среды". Безусловно, ограниченный набор показателей не может в полной мере отразить все нюансы и многообразие изменений состояния окружающей среды, но он дает некую "систему координат" в рамках которой можно проводить эти оценки не только в качественных, но и количественных значениях. Как следует из мировой практики использования таких показателей, их применение позволяет, среди прочего, проводить сопоставление эффективности проводимой экологической политики. Применение этих показателей в отношении субъектов РФ делает возможным провести их сопоставление и оценить эффективность управленческих решений в области охраны окружающей среды.

Экологические показатели в Госдокладе за 2012 год представлены по следующим группам:

  • загрязнение атмосферного воздуха и разрушение озонового слоя;
  • изменение климата;
  • водные ресурсы;
  • биоразнообразие;
  • земельные ресурсы;
  • сельское хозяйство;
  • энергетика;
  • транспорт;
  • отходы.

Для целей комплексного анализа состояния окружающей среды показатели, в зависимости от их роли, классифицируются по схеме: ДС-Д-С-В-Р: движущие силы (ДС), давление (Д), состояние (С), воздействие (В) и реагирование (Р). Эта схема иллюстрирует взаимосвязь показателей, с одной стороны и объясняет выбор ЕЭК ООН конкретных показателей для оценки состояния окружающей среды - с другой.

Загрязнение атмосферного воздуха и разрушение озонового слоя. Повышенные концентрации загрязняющих веществ, таких как взвешенные вещества, диоксид серы, диоксид и оксид азота, оксид углерода, и специфических загрязняющих веществ, характерных для отдельных территорий, в том числе бенз(а)пирена и формальдегида, оказывают негативное влияние на здоровье человека и экосистемы. Некоторые из этих загрязняющих веществ также приводят к коррозии элементов технической инфраструктуры. Фотохимические реакции, происходящие с участием оксидов азота и органических соединений, приводят к образованию озона в приземном слое атмосферы, который является одним из наиболее токсичных газов.

Показатель ИЗА - комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий несколько примесей, его величина рассчитывается по значениям среднегодовых концентраций и поэтому характеризует уровень хронического, длительного загрязнения воздуха. Установлены четыре категории качества воздуха в зависимости от уровня загрязнения. Уровень загрязнения считается низким при значениях ИЗА менее 5, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13, и очень высоким при ИЗА равном или более 14. (в 2012г. г. Пермь - 9,4 произошло снижение по сравнению с 2011г. - 11, 1).

Значения этого показателя, в том числе, в сравнении со значениями предыдущих лет, дает основания корректировать экологическую политику, например, путем пересмотра установленных нормативов выбросов и выданных на их основе лицензий и разрешений на те виды деятельности, которые могут негативно воздействовать на окружающую среду, а также путем совершенствования применения экономических инструментов.

По данным Росгидромета в 2012г. в 138 городах РФ (57% городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий. На территории Пермского края имеются 4 города с таким уровнем загрязнения, в Оренбургской, Ростовской, Самарской и Свердловской областях - 5 городов, в Красноярском крае и Ханты-Мансийском АО (Югра) - 6 городов, в Иркутской области -7 городов. Только в 9 субъектах РФ высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха городов не отмечен.

Анализ приведенных в таблице 2 данных позволяет выявить тенденции изменения антропогенной нагрузки на окружающую среду от стационарных и передвижных источников. В 2012 году валовой выброс вредных веществ в атмосферу в целом по России сократился по сравнению с 2007 годом. В результате снизился объем выбросов от стационарных и передвижных источников на единицу ВВП (в текущих ценах). Однако произошло небольшое снижение доли уловленных и обезвреженных веществ в общем объеме отходящих веществ от стационарных источников.

В государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» дана оценка достижения плановых показателей государственной программы " Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы"

Таблица 2

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Год
Твердые частицы, от стационарных источников кт/год   2743,4   2249,4
SO2, от стационарных источников тыс. т/год 4573,1 4340,9
NOx, от стационарных источников тыс. т/год 1732,8 1937,5
NH3 от стационарных источников тыс. т/год - 47,5
CO2 от стационарных источников тыс. т/год 6448,4 6001,7
НМЛОС от стационарных источников, тыс. т/год 1908,6 1638,2
Доля уловленных и обезвреженных веществ в общем объеме отходящих веществ от стационарных источников, % 74,8   74,3
Всего, тыс. т/год, от стационарных источников 20636,9 19630,2
Объем выбросов от стационарных источников на единицу ВВП (в текущих ценах), тонн/млн. руб. 0,62   0,31
Всего, тыс. т/год, от передвижных источников 14666,6 12678,9
Всего, тыс. т/год, от стационарных и передвижных источников   35303,5   32309,1
Объем выбросов от стационарных и передвижных источников на единицу ВВП (в текущих ценах) тонн/млн. руб.     1,06     0,52
Объем выбросов от стационарных и передвижных источников на душу населения, тонн/чел. 0,25 0,23

 

Оценка достижения значений плановых индикаторов государственной программы " Охрана окружающей среды" по атмосферному воздуху топливно-энергетического комплекса и металлургии на 2012-2020 годы приведена в таблице 3.

Таблица 3

Индекс удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от отраслей топливно-энергетического комплекса, % к 2007 году
Установленный целевой показатель Фактическое значение Достижение  
89,2 104,4 +15,2
Индекс удельных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в металлургии, % к 2007 году
Установленный целевой показатель Фактическое значение Достижение  
89,6 94,3 +4,7

 

Приведенные данные показывают, что по анализируемым секторам экономики плановые значения государственной программы в 2012г. не были достигнуты.

Над территорией РФ в последнем десятилетии (2003-2012гг.) толщина слоя озона в среднем была на 2,3% ниже нормы. В 2012 г. среднегодовое значение озона было на 3,2% ниже нормы, причем во всех регионах, кроме Восточной Сибири, среднее за год отклонение от нормы составило около - 4%.

Изменение климата. Показателем, характеризующим влияние антропогенной деятельности на изменение климата,является объем выбросов парниковых газов. В основу положен расчетный метод оценки выбросов и поглощения, основанный на использовании количественных данных об объемах конкретных видов деятельности, приводящих к выбросам или к абсорбции парниковых газов.

Таблица 4

Выбросы парниковых газов по секторам

Сектор Выбросы, тыс.т. СО2-экв.
Энергетика
Промышленные процессы
Использование растворителей и другой промышленной продукции
Сельское хозяйство
Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство1 -457927 -628435
Отходы
Всего, без учета землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства (ЗИЗХЛ)
Всего, с учетом ЗИЗХЛ

1Знак «минус» соответствует абсорбции (поглощению) парниковых газов из атмосферы

Объем выбросов парниковых газов за последние 20 лет сократился почти в 2 раза, но за 2000-11гг. по всем отраслям, за исключением сельского хозяйства, произошло увеличение, что влияет на климатические изменения.

Температура воздуха и атмосферные осадки - два показателя, характеризующие климатические изменения. Изменения абсолютных значений температуры и степень этих изменений представляют собой важные параметры, характеризующие возможные последствия изменений климата Земли. Эти последствия - таяние ледников, повышение уровня воды в морях, наводнения, засухи, изменения биоты и ряд других явлений. В 2012 году средняя годовая температура воздуха, осредненная по территории Российской Федерации, превысила норму за 1961-1990 гг. на 1. 07 0С. Особенно теплыми были лето (+1.610 С: 2-я по величине аномалия с 1936 года) и осень (+1.78оС: 6-я с 1936 года).

Количество осадков, выпавших в целом за год по всей территории РФ, в 2012 году было значительно выше нормы (осредненная по РФ аномалия относительно норм 1961-90 гг. +2.9 мм/месяц, 5-я по величине положительная аномалия с 1936 года).

Водные ресурсы. Возобновляемые ресурсы пресных вод имеют большую экологическую и экономическую ценность. Их распределение весьма неравномерно как между странами, так и в самих странах. Источниками воздействия на ресурсы пресных вод является их чрезмерная эксплуатация, а также деградация качества окружающей среды. Среднее многолетнее значение речного стока на территории России составляет 4270 км3 в год (10% мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии). В расчете на душу населения в нашей стране приходится 28 тыс. м3 речного стока в год.

В озерах России сосредоточено более 26,6 тыс. км3 пресных вод, причем среднемноголетний (возобновляющийся) сток из них превышает 500 км3/год. Примерно 3000 км3/год воды, сконцентрированной в болотах, обеспечивают ежегодный сток (расход) около 1000 км3. На ледники приходиться 110 км3, подземные воды – 869 км3, почвенная влага 3500 км3.

По данным государственного учета использования вод, суммарный забор воды из природных водных объектов в 2012 г. составил 80,3 км3 (см. табл. 5). Объемы водопотребления и водоотведения в поверхностные водные объекты в 2012г. по сравнению с 2010г. снизились, за исключением добычи полезных ископаемых. Повысились общие объемы повторного и оборотного использования пресной воды (142314,39 млн. м3/год), а также его доля от общего объема использования пресной воды и составила в 2012г. -71,45%.

 

 

Таблица 5

Показатели водопотребления и водоотведения в России, млн. м3

Показатель
Забрано пресной воды из водных объектов, в т.ч.: 63805,27 58798,98
из поверхностных источников 55860,39
из подземных источников 7945,34 7815,97
Использовано воды на хозяйственно-питьевые нужды 9572,2 9023,67
Забор для сельского хозяйства, охоты, и лесного хозяйства, рыболовства   16479,04   16084,2
Забор для добычи полезных ископаемых 1484,54 1707,2
Забор для обрабатывающего производства 5463,15 4903,12
Забор для производства и распределения электроэнергии, газа и воды 37923,16 33812,39
Забор для строительства 51,89 91,1
Забор для прочих видов экономической деятельности 2403,49 2200,97
Забор на душу населения м3/чел. 446,61 410,19
Общий объем потерь воды при транспортировке 7687,7 7532,03
Доля потерь пресной воды от общего объема использования, %   12,05   12,81
Общий объем стоков 49191,3 45525,71
Доля загрязненных сточных вод, сброшенной без очистки в общем объеме стоков, %   6,95   6,78

 

Степень освоения разведанных месторождений подземных вод и их запасов пока остается низкой: из 6371 месторождений полностью или частично введено в эксплуатацию лишь 3315 (52%). Общая величина эксплуатационных запасов подземных вод составляет 93,82 млн. м3/сут., в том числе по сумме категорий А+В+С1 – 82,47 млн. м3/сут.

Доля подземных вод в общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения, как и в прошлые годы, составляет 45%. Более 60% городов и поселков городского типа удовлетворяют потребности в питьевой воде, используя подземные воды, а около 20% из них имеют смешанные источники водоснабжения. В сельской местности доля подземных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении составляет 80–85%.

В результате извлечения и добычи подземных вод на отдельных территориях сохраняются крупные региональные депрессионные воронки, площади которых достигают значительных размеров (до 46 тыс. км2), а снижение уровня в центре – 55–100 м (Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Курск, Краснодар, Тихорецк).

Потери воды во внешних сетях при транспортировке от водоисточников до водопотребителей в 2012 г. составили более 7,5 млн. м3, при этом доля потерь пресной воды от общего объема использования повысилась по сравнению с 2010г. и составила 12,81%.

В 2012 г. мощность очистных сооружений перед сбросом незначительно повысилась и составила 31,2 км3.

Показатель качества питьевой воды позволяет определить риск негативного воздействия некачественной питьевой воды на здоровье человека, а также характеризует уровень соответствия питьевой воды санитарным требованиям. Доля проб, не отвечающих гигиеническим показателям в 2012 г составляла 10,04 %.

Поверхностные воды классифицируются по степени загрязненности воды; для этого используется условное разделение всего диапазона состава и свойств поверхностных вод, находящихся под антропогенным воздействием, на различные интервалы с постепенным переходом от «условно чистой» к «экстремально грязной». При этом вводятся следующие обозначения классов качества воды: 1-й класс – «условно чистая»; 2-й – «слабо загрязненная»; 3-й – «загрязненная»; 4-й – «грязная»; 5-й – «экстремально грязная».

Качество трансграничных поверхностных вод суши оценено по результатам наблюдений Росгидромета на водных объектах на границе России с сопредельными государствами. Выявлено, что наиболее распространенными загрязняющими веществами в пограничных районах являлись органические вещества (по БПК5 и ХПК), соединения тяжелых металлов (медь, железо, марганец). Для отдельных регионов характерен индивидуальный набор загрязняющих веществ в поверхностных водах пограничных районов: с Норвегией – соединения железа, меди, никеля, ртути, марганца; с Эстонией – ХПК, соединения меди, нефтепродукты; с Литвой – органические вещества, соединения ртути, аммонийный азот; с Польшей – органические вещества, соединения железа, нитритный и аммонийный азот; с Белоруссией – БПК5, соединения железа; с Азербайджаном – соединения меди, нефтепродукты, фенолы; с Украиной – органические вещества, соединения железа, марганца, нитритный азот, фосфаты; с Казахстаном – органические вещества, соединения железа, меди, цинка, марганца, фториды; с Монголией – ХПК, соединения железа, меди, цинка, алюминия; с Китаем – органические вещества, соединения железа, меди, цинка, марганца, алюминия, фенолы. Перечисленные показатели превышали ПДК в 40–100% проанализированных проб воды.

Земельные ресурсы. Площадь земельного фонда РФ составляет 1709,8 млн. га. Структура земельного фонда по категориям земель следующая:

– земли сельскохозяйственного назначения – 23,4%;

– земли поселений – 1,2%;

– земли промышленности и иного специального назначения – 1%;

– земли особо охраняемых территорий и объектов – 2,0%;

– земли лесного фонда – 64,8%;

– земли водного фонда – 1,6%;

– земли запаса – 6,0%.

Таблица 6

Распределение земельного фонда РФ по категориям, млн. га

№ п/п Наименование категорий земель На 01.01. 2010 г.
Земли сельскохозяйственного назначения 400,0
Земли поселений, в том числе: 19,5
2.1 городских поселений 8,0
2.2 сельских поселений 11,5
Земли промышленности и иного специального назначения 16,7
Земли особо охраняемых территорий и объектов 34,8
Земли лесного фонда 1108,5
Земли водного фонда 28,0
Земли запаса 102,3
Итого земель в Российской Федерации 1709,8

Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Несельскохозяйственные угодья – это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).

На протяжении последних десяти лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране. Обусловлено это неудовлетворительным экономическим состоянием сельского хозяйства. Из-за отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции не выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель и др., что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель, зарастанию их кустарником и лесом или к деградации.

Доля земель по отдельным категориям землеотвода в 2012 г. по данным Росреестра представлена в таблице 7.

Таблица 7

Распределение земель по категориям землеотвода

  Тыс. га % от всех земель
Всего земель, из них: 170924,6
- земли населенных пунктов 19886,9 1,16
- земли промышленности 0,1
- земли энергетики 138,7 0,01
- земли транспорта 2298,7 0,13
- прочие земли промышленности и иного специального назначения 12712,5 0,74

 

Отвод земель под объекты транспортной инфраструктуры, городскую застройку, полигоны размещения отходов, хвостохранилища и отвалы пустой породы неразрывно связан со значительным негативным воздействием на окружающую среду. Транспортные сети, связывающие города, способствуют фрагментации и деградации естественного ландшафта. Интенсивность и характер расширения городской застройки обусловливается тремя основными факторами: социально-экономическим развитием, спросом на жилье и протяженностью транспортных систем. Высокий процент земельной территории,

используемой для свалок, полигонов отходов, хвостохранилищ и отвалов пустой породы в целях легального или нелегального захоронения отходов, является признаком неустойчивого развития.

Одним из результатов хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами и земляными работами, являются нарушенные земли – земли, утратившие в результате производственной деятельности свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образованием техногенного ландшафта. Восстановление нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей осуществляется с помощью рекультивации земель.

Под рекультивацией земель, нарушенных в процессе пользования, подразумевается комплекс горнотехнических, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и инженерно-строительных работ, направленных на восстановление плодородия почв, создание на освободившихся после добычи полезных ископаемых площадях сельскохозяйственных и лесных угодий, водоемов различного назначения, зон отдыха. Рекультивация земель является составной частью мероприятий по охране природы в целом и, в частности, по нейтрализации разрушительных воздействий промышленности на окружающий ландшафт.

Восстановление земель, нарушенных ранее, проблематично по причине отсутствия лиц, имеющих обязательства по рекультивации этих земель. При реорганизации, ликвидации, банкротстве предприятий вновь образованные организации различных организационно-правовых форм не являются правопреемниками прежних и не наделяются обязательствами по проведению рекультивации ранее нарушенных земель. Применение мер административного воздействия в данном случае противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях. Вследствие несовершенства действующего законодательства не всегда представляется возможным привлечь нарушителей к ответственности из-за сложности доказательств того, что разработка полезных ископаемых хозяйствующим субъектом завершена.

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически во всех субъектах РФ сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель. В большинстве из них почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, катастрофически теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств, воспроизводству плодородия вследствие истощительного, потребительского использования земель, недооценки органами власти необходимости изучения состояния земель и разработки научно обоснованных комплексных мер по их рациональному использованию. На территории России интенсивно развиваются такие опасные негативные процессы, как эрозия, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и др., следствием которых является потеря плодородия сельскохозяйственных угодий и вывод их из хозяйственного оборота.

По данным Росреестра водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой - 8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, засоленные и солонцеватые – 20,1% сельскохозяйственных угодий. Эрозия является одним из наиболее опасных видов деградации, вызывающих разрушение почв и утрату их плодородия.

Опустынивание земель является одним из наиболее интенсивных и широко распространенных процессов на засушливых территориях юга России. В результате опустынивания аридных территорий природные пастбища теряют свою продуктивность, почвы подвергаются эрозии и засолению, пески оголяются и приходят в движение. Опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Федерации на площади более 100 млн. га.

Наряду с перечисленными развиваются следующие негативные процессы: сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий; уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования; нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне; загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами. В результате развития указанных процессов экологическая устойчивость природных систем понижается.

Минерально-сырьевой комплекс России обеспечивает более половины ВВП и доходов федерального бюджета страны. Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов – более 20%, платины – 14,5%, золота – 7%; экспорт этих полезных ископаемых обеспечивает более 70% валютных поступлений в Россию.

Сохраняется тенденция роста добычи основных видов полезных ископаемых: нефти, газа, угля, железных, медных, никелевых, апатит-нефелиновых, фосфоритовых руд, руд драгоценных металлов.

Региональные геологические исследования обеспечили существенный прирост геолого-геофизической изученности территории страны, Арктики и Антарктики.

В результате детального анализа геолого-экономических характеристик и социально-экономических перспектив развития территорий, с учетом рентабельности и ликвидности минерального сырья на внутреннем и мировом рынках обоснован ресурсный потенциал стратегически важных для России 29 центров экономического роста. На основе выделения таких центров определены и реализуются на практике стратегические направления геологического изучения и лицензионной политики Федерального агентства по недропользованию. Преобладающая часть бюджетных вложений (более 70%), направленных на твердые полезные ископаемые, затрачена на проведение поисковых и поисково-оценочных работ.

Приоритетными направлениями являются геолого-разведочные работы на стратегические и остродефицитные виды сырья – золото, серебро, платиноиды, алмазы, медь, хромовые и марганцевые руды, урановое сырье, некоторые неметаллы.

Проводится органами государственного горного надзора (Ростехнадзора) работа по обеспечению соблюдения пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по охране недр, включая реализацию технических проектов отработки месторождений полезных ископаемых, выполнение условий лицензионных соглашений на право пользования недрами, правильность исчисления платежей за пользование недрами, полноту и качество геологического и маркшейдерского обслуживания, правильность отработки месторождений, полноту извлечения полезных ископаемых из недр и соблюдение технологических регламентов при переработке минерального сырья, комплексность его использования, а также соблюдение установленных требований при ликвидации и консервации горных предприятий, предупреждение и устранение вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.

Как и в прошлые годы, остро стоят проблемы, обусловленные ликвидацией (консервацией) горнодобывающих предприятий и объектов. Отрицательные факторы, связанные с ликвидацией большого количества угольных шахт (Ростовская и Кемеровская области), негативно влияют на состояние охраны недр, природных объектов, зданий и сооружений. Так, при ликвидации шахт, имеющих гидравлическую связь с действующими шахтами, происходит перетекание (вплоть до внезапных прорывов) воды из затапливаемых шахт в действующие. В результате возникает проблема сохранения групповых водоотливных комплексов до полной отработки запасов угля действующих шахт.

Следует отметить, что с наибольшей степенью сложности протекает процесс ликвидации (консервации) предприятий-банкротов, которые в итоге остаются бесхозными. Остающийся в наличии кадровый состав организации в большинстве случаев не в состоянии осуществить проект ликвидации предприятия, выполнить все требуемые мероприятия. В связи с недостаточным финансированием не выполняются в сроки, предусмотренные проектами ликвидации шахт, такие работы, как рекультивация нарушенных земель, тушение породных отвалов, строительство водоотливных комплексов и очистных сооружений и др. (Донецкий угольный бассейн – Ростовская область, Кузнецкий угольный бассейн – Кемеровская область, Кизеловский угольный бассейн – Пермская область и др.).

Биоразнообразие. Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым

режимом хозяйственной деятельности. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния. Всего в России насчитывается более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет более 200 млн. га, что составляет 11,8% от площади территории России.

В России особо охраняемые природные территории делятся на ООПТ федерального, регионального и местного значения различных категорий:

– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

– национальные парки;

– природные парки;

– государственные природные заказники;

– памятники природы;

– дендрологические парки и ботанические сады;

– лечебно-оздоровительные местности и курорты;

– иные категории ООПТ.

На долю ООПТ регионального значения приходится 84% от общего числа ООПТ и 58% от суммарной площади, а на ООПТ местного значения - 13 и 14% соответственно. Общая площадь 215 государственных природных заповедников, национальных парков и государственных природных заказников федерального значения составляет 53,6 млн. га.

Система государственных заповедников (102) является эталоном ненарушенных природных территорий.

Национальными парками (43) объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Первоочередной задачей национальных парков является охрана природных комплексов и объектов.

Государственными природными заказниками (70) являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Леса являются одной из наиболее разнообразных и широко распространенных экосистем на земле. Они являются источником получения древесины и продуктов; имеют рекреационное значение и выполняют экосистемные функции, включая регулирование почвенного и водного режимов; служат объектами биоразнообразия и являются поглотителями углекислого газа. Чрезмерная эксплуатация, деградация окружающей среды и изменение видов землепользования несет угрозу лесным ресурсам.

Лесной фонд РФ занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. Леса были и остаются основным типом растительного покрова на обширных пространствах России.

Общая площадь земель лесного фонда на 1 января 2010 г. составила 1108,5 млн. га. Общая площадь лесов, не входящих в лесной фонд, – 5,7млн. га.

Лесистость территории России составляет 46,6%. Леса неравномерно распределены на территории страны, что обусловлено климатическими и антропогенными факторами. Наибольшие значения лесистости (более 80%) отмечены в подзоне средней тайги Пермского края и Республики Коми, а также Центральной Сибири.

По функциональному назначению и наличию древостоев земли лесного фонда разделены на лесные (52% всей территории страны и 75% общей площади земель лесного фонда) и нелесные. В свою очередь, лесные земли делятся на покрытые и непокрытые лесной растительностью земли. Нелесные земли включают болота, луга, пески и прочие безлесные пространства.

Основные показатели фактического состояния лесов РФ приведены в таблице 8

Таблица 8

Площадь лесов Российской Федерации, тыс. га

  Площадь лесов По состоянию на 01.01.2011 По состоянию на 01.01.2013
1. Площадь покрытых лесом земель лесного фонда (лесопокрытые земли), в т. ч.:   770621,2   770700,5
Площадь резервных лесов 172428,4 171004,1
Площадь защитных лесов, в т. ч.: 158316,1 159073,2
а) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях 325,7
б) леса, расположенные в водоохранных зонах 6399,6 8053,5
в) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов 18504,5 18516,4  
г) ценные леса 132177,6
2. Площадь земель иных категорий (кроме земель лесного фонда), покрытых лесом (лесопокрытые земли).   26515,6   24520,2
3. Площадь земель, покрытых лесом (лесопокрытые земли), всего   797136,8   795220,7
4. Площадь лесов, на которые есть планы управления (лесные планы)   1183256,8   1183119,3
5. Площадь земель, покрытых лесом, в процентах от общей территории страны, %   46,62   46,50

 

Основные лесообразующие породы в лесном фонде РФ - лиственница, сосна, ель, кедр, дуб, бук, береза, осина. Они занимают более 90% земель, покрытых лесной растительностью. Прочие древесные породы (груша, каштан, орех грецкий, орех маньчжурский и др.) – менее 1% земель, остальная площадь – кустарники (кедровый стланик, береза кустарниковая и др.).

Площади, занятые в РФ насаждениями основных лесообразующих пород, кроме ели, остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий.

Уменьшение площади ельников с 1988 г. связано с вырубкой еловых насаждений, замедленным темпом искусственного и естественного восстановления этой породы. Увеличение площади мягколиственных насаждений объясняется закономерным ходом смены хвойных пород на лиственные на обширных вырубках и гарях прошлого столетия, а также низким спросом на древесину этих пород. В твердолиственной группе около половины площади занимает береза каменная, произрастающая в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Около 50% площади хвойных пород представлено спелыми и перестойными насаждениями. В целом по России отмечается улучшение возрастной структуры хвойных лесов (приближение к нормальному распределению): площадь молодняков, средневозрастных и приспевающих насаждений увеличивается, площадь спелых и перестойных сокращается.

Более половины всех лесов России произрастает на вечномерзлотных почвах (Сибирь и Дальний Восток) в условиях сурового климата, что определяет их низкую продуктивность и фрагментарность. Лишь 45% площади лесов доступно для эксплуатации, но преобладающая их часть (на севере европейской части России, Урале и вдоль Транссибирской магистрали) значительно истощена в результате интенсивной эксплуатации в течение прошлого столетия. Экономическая доступность спелых лесов еще более низкая. Так, доля продуктивных спелых и перестойных хвойных древостоев едва превышает 20%.

Основные угрозы для биоразнообразия лесных экосистем России, которые выявлены и отмечены при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, следующие:

· лесные пожары и связанные с ними пирогенные сукцессии;

· биологически необоснованные системы рубок и заготовки недревесных лесных ресурсов;

· неэффективное, в контексте сохранения и воссоздания биоразнообразия, лесовосстановление (монокультуры, рядовая посадка и пр.);

· отторжение лесных земель для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства (под промышленное и городское строительство, добычу полезных ископаемых, линейные сооружения);

· техногенная деградация лесов под воздействие выбросов предприятий металлургического, химического, энергетического комплексов, транспорта;

· нелегальные рубки, браконьерство и другие виды

несанкционированного использования лесов, ведущие к изъятию из лесных сообществ популяций уязвимых и охраняемых видов;

· антропогенные воздействия на объекты полезащитного

лесоразведения и естественные лесостепные сообщества (интенсивное и долговременное использование лесов и сельхозпользование, гидромелиорация, выпас скота, применение пестицидов);

· нерегулируемая рекреация.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС и радиационных аварий на Урале радиоактивному загрязнению подверглись земли лесного фонда на площади около 1200 тыс. га. Радиоактивное загрязнение повлияло на режим ведения лесного хозяйства и использования лесов. Радиоактивное загрязнение лесов носит долговременный характер, поскольку долгоживущий изотоп – цезий-137 в течение нескольких лет постепенно включается в биологический круговорот веществ (до 10%), а снижение радиоактивности в лесных экосистемах происходит главным образом за счет естественного распада радионуклидов.

Общий запас древесины в лесах России в 2011 г. составил 79,93 млрд. м3. Общий средний прирост древостоев на землях лесного фонда составляет 1017,4 млн. м3/год, в том числе в эксплуатационных лесах – 660 млн. м3/год. По лесоводственным правилам, допустимый объем изъятия древесины не должен превышать средний годовой прирост древостоя в лесах, возможных для использования в целях заготовки древесины, а также должен учитывать потери от лесных пожаров, ветровалов, очагов вредителей и болезней леса.

Ежегодный средний прирост запаса древесины в лесах России довольно низкий и не превышает 1,23 м3 на 1 га земель, покрытых лесной растительностью.

Лесовосстановление является составной частью государственной стратегии воспроизводства лесных ресурсов и оздоровления окружающей среды в стране. По состоянию на 01.01.2013г. на территории лесного фонда РФ лесовосстановительные работы проведены на площади 837,67 тыс. га.

Лесные пожары остаются одним из наиболее опасных факторов, влияющих на состояние лесных экосистем. По состоянию на 01.01.2013г. погибло 230,76 тыс. га леса, в 2011г. 550,84 тыс.га.

Исключительно велик вклад России в глобальное биоразнообразие. На территории Российской Федерации представлено 320 видов млекопитающих, 732 – птиц, 80 – рептилий, около 29 – амфибий, около 1500 видов морских рыб, 343 вида рыб пресных вод и 9 – круглоротых. Наиболее высоким уровнем разнообразия фауны отличаются регионы Дальнего Востока, гор юга Сибири и Северного Кавказа.

К объектам охоты в Российской Федерации законодательно отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц. Реально объектами охоты из млекопитающих можно считать копытных, медведей и около 22–25 видов других охотничьих животных, всего около 40 видов.

Энергетика. Главными стратегическими ориентирами долгосрочной энергетической стратегии РФ до 2030 года являются:

  • энергетическая безопасность;
  • энергетическая эффективность экономики;
  • бюджетная эффективность энергетики;
  • экологическая безопасность энергетики.

К числу основных составляющих государственной энергетической политики относятся:

  • недропользование и управление государственным фондом недр;
  • развитие внутренних энергетических рынков;
  • формирование рационального топливно-энергетического баланса;
  • региональная энергетическая политика;
  • инновационная и научно-техническая политика в энергетике;
  • социальная политика в энергетике;
  • внешняя энергетическая политика.

Первостепенной задачей энергетической политики РФ является обеспечение национальной безопасности. Укрепление энергетической безопасности – неотъемлемая функция государства, реализация которой выступает необходимым условием стабильности и эффективности развития государства и отдельных регионов. Энергетическая безопасность в современном мире играет роль важнейшего регулятора внутренней и международной стабильности.

Энергетическая безопасность - это состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью. Ресурсная достаточность определяет физические возможности бездефицитного обеспечения энергоресурсами национальной экономики и населения, экономическая доступность - рентабельность такого обеспечения при соответствующей конъюнктуре цен, экологическая и технологическая допустимость - возможность добычи, производства и потребления энергоресурсов в рамках существующих на каждом этапе технологий и экологических ограничений, определяющих безопасность функционирования энергетических объектов.

Основными проблемами в сфере энергетической безопасности являются:

- высокая степень износа основных фондов топливно-энергетического комплекса (ТПК): в нефтеперерабатывающей промышленности - 80 процентов, в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60 процентов;

- низкая степень инвестирования в развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (за последние 5 лет объем инвестиций в ТПК составил около 60 процентов от объема, предусмотренного Энергетической стратегией России на период до 2020 года);

- монозависимость российской экономики и энергетики от природного газа, доля которого в структуре внутреннего потребления топливно-энергетических ресурсов составляет около 53процентов;

- несоответствие производственного потенциала ТПК мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты;

- слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере обеспечения энергетической безопасности является последовательное улучшение ее следующих главных характеристик:

- способность ТПК надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости;

- способность потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение;

- устойчивость энергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам надежному топливо- и энергообеспечению, а также его способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различных дестабилизирующих факторов.

Одной из целей энергетической политики является разработка и осуществление конкретных мер для повышения эффективности энергопотребления (или сокращения энергоемкости) и уменьшения за счет этого негативных воздействий на окружающую среду. Поэтому динамика изменения конечного потребления энергии в целом показывает, какой прогресс достигнут в процессе сокращения энергопотребления и уменьшения воздействия на окружающую среду разных конечных потребителей. Другими словами, требуется обеспечить ослабление связи между экономическим ростом и потреблением энергии, т.е. обеспечение такого состояния, чтобы экономический рост в меньшей степени зависел от потребления энергии.

Объем конечного энергопотребления в РФ в 2011 г. составил 625,1 млн.т. нефтяного эквивалента (н.э.), рассчитанный по исходным данным Росстата по объему конечного энергопотребления в тоннах условного топлива (т.у.т.). 1 т.у.т. = 0,7 т. н.э. Энергоемкость валового внутреннего продукта в текущих ценах в 2011 г. составила 11,2026 т. н.э. /млн. руб., что на 15% ниже, чем в 2010г.

Производство электроэнергии в целом по стране в 2011г. составил 254,38 млн. т.н.э. Для сопоставлений использовано соотношение 1т.н.э. =11630 кВт*ч.

Общий объем энергопотребления является большей, чем объем конечного энергопотребления, величиной, он включает

в себя, кроме объема конечного энергопотребления, объемы энергоресурсов, направленные на переработку в другие виды топлива, в качестве материала на нетопливные нужды, потери на стадии транспортировки и др.

Традиционно энергетика расценивается как ключевой элемент экономического прогресса. Однако нынешняя практика производства и потребления энергии показывает, что имеется значительное негативное воздействие на окружающую среду при производстве и потреблении энергии. Характер воздействия связан со спецификой используемого топлива: например, при использовании угля в качестве топлива степень воздействия обусловлена исключительно высоким уровнем выбросов загрязняющих веществ. Одним же из экологически наиболее приемлемых видов ископаемого топлива является природный газ. Однако при добыче и транспортировке природного газа в атмосферу выбрасываются значительные объемы парникового газа - метана. Возобновляемые источники энергии оказывают на окружающую среду менее вредное воздействие. Долгосрочной целью энергетической политики государства является такой рост энергоэффективности, который опережает рост энергопотребления. Важным является также осуществление перехода к потреблению экологически чистых и возобновляемых энергетических ресурсов. Сильная зависимость экономики от невозобновляемых энергетических ресурсов (ископаемых видов топлива) неприемлема, поскольку запасы природных ископаемых ресурсов ограниченны, в то время как с помощью возобновляемых ресурсов можно обеспечить постоянное энергообеспечение. Использование возобновляемых источников энергии (а именно ветровой, солнечной, геотермальной, волновой, приливной, гидроэлектрической энергии, энергии биомассы, свалочного газа, газа с установок по очистке сточных вод и биогазов) можно считать возможностью сокращения воздействия энергопроизводства и на окружающую среду.

Отходы. Рациональное и эффективное использование природных ресурсов является важным элементом устойчивого развития. Отходы - это значительная потеря материальных и энергетических ресурсов. Переработка и удаление образовавшихся отходов может быть причиной загрязнения окружающей среды и воздействия вредных веществ и инфекционных организмов на людей. Показатель образования отходов тесно связан с уровнем экономической активности в стране и отражает сформировавшиеся в обществе структуры производства и потребления. Сокращение объема образования отходов служит показателем продвижения секторов экономики к менее материалоемким структурам производства и потребления.

Общий объем твердобытовых отходов в 2012 г. составил 113,665 млн. т., что на 5% меньше по сравнению с предыдущим годом. Общий объем образования опасных отходов (I-IVкласс опасности) на единицу ВВП в текущих ценах (млн. т./млн. руб.) также снизился на 6% по сравнению с 2011г., а по отношению к 2007г. более, чем 4,5 раза. Объем образования отходов в РФ по секторам экономики представлен в таблице 8. За пять лет (2007-2012) он увеличился на 128,4%, при этом за этот же период в процессе добычи полезных ископаемых рост отходов составил 166%. За эти годы произошло резкое снижение общего объема образования опасных отходов (I-IV класс опасности) – 60%.

Таблица 9

Объем образования отходов в Российской Федерации