Трехуровневый маркетинговый канал

 

Производитель Оптовый Мелкооптовый Розничный Потребитель

торговец торговец торговец

 

Рис. 2. Примеры маркетинговых каналов распределения.

 

Каналы в сфере услуг. Концепция каналов подразумевает не только физических каналов. Производители услуг и идей должны обеспечить доступность своих предложений для целевого рынка. Чтобы охватить разобщенную аудиторию необходимо рационально размещать свои представительства. Например: больницы для больных расположены таким образом, чтоб все жители района имели возможность получить полное медицинское обслуживание. Школы необходимо строить рядом с местами проживания детей, иначе их необходимо привозить в школу. Избирательные участки следует располагать в таких местах, чтоб до них можно было добраться и проголосовать без лишних затрат времени, сил и средств. В городах нужно не только открывать парикмахерские, но и должным образом размещать их.

Политические деятели изыскивают рентабельные каналы распространения своих обращений среди избирателей – СМИ, митинги, Интернет. В маркетинге образовательных услуг – телевидение, видеозаписи, компьютеры.

Планирование системы товародвижения.

Товародвижение в торговле - это планирование, осуществление и контроль физического перемещения товаров от мест их происхождения к местам использования. Товародвижение в маркетинге - это система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Цель товародвижения - удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли.

Планирование товародвижения - это систематическое принятие решений по физическому перемещению и передаче собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. Результаты планирования товародвижения оказывают значительное влияние на маркетинговые программы фирмы и принятие правильных решений по выбору каналов сбыта продукции. Это, в свою очередь, влияет на величину расходов фирмы.

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке, упаковке товаров, из административных расходов и расходов по обработке заказов. Нормальный уровень затрат на организацию товародвижения - до 15% суммы продаж для фирм производителей и до 25% для промежуточных продавцов.

Товародвижение - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса. За счет совершенствования системы товародвижения можно улучшить обслуживание или снизить цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок.

Цели товародвижения. Многие фирмы ставят целью товародвижения доставку нужных товаров в нужные места в нужное время с минимально возможными издержками. К сожалению, ни одна система товародвижения не в состоянии одновременно обеспечить максимальный сервис для клиентов и до минимума сократить издержки по распределению товара.

Поэтому необходим системный подход к принятию управленческих решений по организации товародвижения. Для того чтобы создать систему товародвижения, нужно изучить потребности клиентов и предложения конкурентов.

Важной особенностью планирования товародвижения является верное определение формы организации торговли. При этом следует правильно выбрать канал товародвижения - прямой или с участием посредников.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается основная цель распределения?

2. Охарактеризуйте комплекс маркетинга и его основные понятия.

3. Охарактеризуйте канал распределения и посредников.

4. Чем отличаются каналы распределения?

5. Как определяется протяженность канала распределения?