VIII. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии
Реализация Транспортной стратегии обеспечивается стабильной и надежной системой финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли.
Финансирование Транспортной стратегии предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели:
поддержание в работоспособном состоянии и воспроизводство объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности;
реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе коммерчески неэффективных для ОАО «РЖД» магистральных железнодорожных линий, имеющих важное социально-экономическое значение, а также обеспечивающих безопасное функционирование транспортной системы;
обеспечение безопасности на транспорте;
выполнение и стимулирование мероприятий по поддержанию мобилизационной готовности средств, объектов транспорта и путей сообщения, а также мероприятий, осуществляемых в интересах национальной безопасности;
обеспечение функций государственного регулирования и управления в транспортной отрасли;
проведение фундаментальных научных исследований и реализация инновационных научно-технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение.
Наряду с прямым бюджетным финансированием предоставление государственной поддержки может осуществляться в следующих формах:
софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации, включая финансирование расходов на управление инвестиционными проектами и разработку проектной документации;
предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие транспортной инфраструктуры;
предоставление субсидий транспортным организациям, осуществляющим социально значимые перевозки;
субсидирование приобретения транспортных средств;
предоставление в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации и субъектов Российской Федерации государственных гарантий по привлекаемым отечественными организациями займам с целью реализации наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере транспорта;
направление средств в уставные капиталы юридических лиц;
разработка и реализация экономических механизмов, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств, в том числе содействие в развитии лизинга современных транспортных средств, страхования и кредитования перевозчиков;
предоставление льгот при установлении условий аренды государственного имущества, землеотвода и землепользования;
привлечение средств Фонда национального благосостояния.
Общий объем капитальных вложений по инновационному варианту в Транспортной стратегии рассчитан в ценах соответствующих лет с учетом налога на добавленную стоимость и оценивается в 89,1 – 106,5 трлн. рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета – 30,0 - 31,4 трлн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 17,3 - 21,3 трлн. рублей, из внебюджетных источников – 41,8 – 53,7 трлн. рублей.
Общий объем капитальных вложений по базовому (консервативному) варианту в Транспортной стратегии рассчитан в ценах соответствующих лет с учетом налога на добавленную стоимость и оценивается в 61,4 – 70,6 трлн. рублей, в том числе с финансированием из федерального бюджета –18,1 – 19,9 трлн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 13,7 – 15,1 трлн. рублей, из внебюджетных источников – 29,5 – 35,6 трлн. рублей.
Оценка объемов капитальных вложений по сценарным вариантам, видам транспорта, источникам финансирования и этапам реализации Транспортной стратегии приведена в приложении № 5.
В соответствии с инновационным вариантом:
Доля капитальных вложений на реализацию Транспортной стратегии по отношению к внутреннему валовому продукту России составит за период 2013 – 2030 годов в среднем 2,8 - 3,3 процента.
Доля суммарных инвестиций в основной капитал в суммарных инвестициях России за 2010 – 2012 годы составит 10,1 процента, за период 2013 – 2020 годов – 11 - 12 процентов и за период 2021 – 2030 годов – 11 - 15 процентов.
Доля капитальных вложений из федерального бюджета на реализацию Транспортной стратегии по отношению к суммарному внутреннему валовому продукту России составит в среднем 0,9 - 1,0 процент, а из бюджетов всех уровней – 1,5 - 1,7 процента.
Капитальные вложения в 2010 – 2020 годах учитываются при реализации утвержденных Правительством Российской Федерации Государственной программы "Развитие транспортной системы", федеральных целевых программ "Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 – 2015 годы)", "Глобальная навигационная система", "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы", программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта и других программ.
Государственные капитальные вложения за счет средств федерального бюджета предусматривается выделять, прежде всего, на реализацию следующих мероприятий:
строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, предоставление субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения;
строительство и реконструкцию высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий, строительству железных дорог для связи регионов с единой железнодорожной сетью;
реконструкция и строительство федеральных объектов инфраструктуры гражданской авиации;
реконструкция и строительство федеральных объектов в морских и речных портах, строительство морских и речных судов обеспечивающего флота;
реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них.
Средства региональных бюджетов предусматривается направлять в первую очередь на развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное социальное и экономическое значение для регионов, развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а также развитие систем пассажирского транспорта общего пользования (метрополитен, трамвай, троллейбус).
Оценка объемов финансирования мероприятий стратегии из бюджетов субъектов Российской Федерации дана в соответствии с Государственной программой «Развитие транспортной системы» и Бюджетным кодексом Российской Федерации в части бюджетных полномочий с учетом балансовой принадлежности объектов.
Внебюджетные средства намечается использовать преимущественно для финансирования коммерческих проектов по развитию инфраструктуры транспортных узлов, формированию транспортных систем в создаваемых в регионах территориально-производственных кластерах, а также по организации в крупнейших транспортных узлах транспортно-логистических центров, созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог.
Для развития отечественного производства материалов, машин и оборудования для транспортной системы Российской Федерации целесообразно предусмотреть меры по государственной поддержке их производителей, стимулирующие переход к инновационной модели развития и привлечение частных инвестиций как в транспортную отрасль, так и сегменты промышленности, занятые изготовлением современных материалов, машин и оборудования для транспортной системы. Такими мерами могут быть таможенно-тарифное регулирование, направленное на снижение ввозных пошлин на оборудование, а также субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий, осуществляющих производство современного оборудования и его приобретение для использования в транспортном комплексе.
Затраты на научное обеспечение реализации Транспортной стратегии составят за 2010 – 2030 годы 0,67 трлн. рублей в ценах соответствующих лет, в том числе в 2010 – 2012 годах – 0,02 трлн. рублей, в 2013 – 2020 годах – 0,14 трлн. рублей, в 2021 – 2030 годах – 0,51 трлн. рублей.
Конкретный состав и объемы работ научного обеспечения реализации Транспортной стратегии предусматривается детально определить при разработке федеральных целевых программ, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии, на соответствующие периоды.