Математическая постановка задачи
Под термином «транспортные задачи» понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у m производителей (поставщиков), по n потребителям этих ресурсов.
На автомобильном транспорте наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:
- прикрепление потребителей ресурса к производителям;
- привязка пунктов отправления к пунктам назначения;
- взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлении;
- отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;
- оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями и др.
Важным частным случаем задачи линейного программирования является транспортная задача.
Постановка задачи: Пусть имеется m поставщиков и n потребителей. Мощность поставщиков и спросы потребителей, а так же затраты на перевозку груза для каждой пары «поставщик – потребитель» заданы таблицей.
поставщики | потребители | В1 | В2 | . | Вj | . | Bn | Мощность поставщиков |
A1 | С11 | С12 | С1j | С1n | a1 | |||
A2 | С21 | С22 | С2j | С2n | a2 | |||
. | . | . | . | . | ||||
Ai | Сij | Сij | Сij | Сin | ai | |||
. | . | . | . | . | ||||
Am | Cm1 | Cm2 | Cmj | Cmn | am | |||
Спрос потребителей | b1 | b2 | bj | bn |
Найти объемы перевозок каждой пары «поставщик – потребитель» так, чтобы:
мощности всех поставщиков были реализованы; спросы всех потребителей были удовлетворены; суммарные затраты на перевозку были бы максимальны.
Особенности математической модели транспортной задачи:
-система ограничений есть система уравнений, то есть задача ЛП в
каноническом виде;
-коэффициенты при неизвестных системы ограничений равны единицы или нулю;
-каждая переменная входит в систему ограничений два раза: один раз в
систему ограничений поставок, второй раз – в систему ограничений спроса.