Создание «портрета чувства» на основе реализации одной из метафорических моделей.

Например, ученики моделируют «портрет ревности», используя готовую модель: 1. Ревность – это разновидность чувства собственности. 2. Ревность эгоистична, подозрительна и … 3. Она … в сердце и … его, словно червь. 4. У ревности … характер. 5. Она …, как ночь, и …, как нож. 6. Пытка ревностью … 7. В её сетях … После же обсуждения предлагаемых вариантов: (2) слепа, безжалостна, разрушительна; (3) заползает, точит, гложет; (4) скверный, злобный, тяжелый, тиранический; (5) темна, глуха, черна, остра; (6) ужасна, невыносима, жестока, мучительна; (7) можно запутаться, задохнуться, погибнуть – семиклассники в диалоге с поэтическим текстом (Д. Самойлов. Ревность) ищут ответ на вопрос: «За счет чего же преодолевается разрушительное начало отрицательной эмоции?»

Таким образом, конструирование собственного текста с опорой на предлагаемую модель создает ситуацию успеха для подростков, не владеющих способами продуцирования художественного текста (отсутствуют образность, метафоричность в реализации замысла).