Установка на саморазвитие
Консультант как ценность консультативного процесса для себя и для клиента.
Ситуация должна давать консультанту поводы и стимулы для саморазвития.
Что ко мне пришло на основе произошедшего? Что это для меня? Что произошло нового?
Чтобы в другой ситуации консультирования, адекватной для этого, это спонтанно сплыло – погружение и извлечение (осознал, погрузил, извлёк).
Адлер: не сквернословить, не зевать, не спорить. «Можно подвести ишака к воде, но сам шайтан не заставит его напиться».
Юнг: укрепление силы воли, анализ БС, убедительные доводы терапевта для восстановления гармонии между СЗ и БСЗ. Установка на передачу клиенту способов работы со своими сновидениями.
Роджерс: отреагирование на эмоциональные установки клиента.
Франкл: смысл и цель жизни не могут быть прописаны как лекарство. Смысл – то, что должно быть найдено, а не дано. Востребованность ситуации – момент встречи со смыслом.
Перлз: концентрация на структуре ситуации, экспериментирование, восстановление внутренних связей между социальными, культурными и биологическими факторами.
Консультант «присутствует сполна». Задача – собрать свой потенциал.
Пропедевтика консультирования. Если мы практикуем всё время одну парадигму, то мы личностно деформируемся. Задача – размывание штампов принадлежности к одному виду ПТ.
Например, личностно-центрированна: понимание, принятие.
ПА: интерпретация как базовая техника.
Коучинг (Уитмар): задавание вопросов.
Когнитивно-бихевиоральный: оценка состоятельности идей, высказываемых клиентов
Бёрн, Бьюдженталь: советы (реперентинг – смена родителя)
Тема «Духовная и физическая близость».
Задание: с собеседником попробовать поговорить.