Париж в XII и XIII веках – духовная столица христианского мира

Начиная с XII в., благодаря открытию многочисленных школ на левом берегу Сены, в частности при монастыре Нотр-Дам и аббатствах Сен-Виктор и Сент-Женевьев, Париж приобретает известность как крупный духовный и культурный центр. Со всех концов Европы сюда стекались школяры, чтобы прослушать курс знаменитого французского философа, теолога, писателя и поэта Пьера Абеляра (1079–1142 гг.), многие из них, став его верными последователями, отправились вслед за своим учителем, когда Абеляр был изгнан из Парижа. Начиная с 1200 г., преподаватели стали объединяться в корпорации или университеты (от лат. «universitas», первоначально – любое объединение людей, связанных общими интересами и имеющих особый правовой статус), наделенные особыми привилегиями, освобождавшими их от уплаты королевских налогов и предоставлявшими университетам правовую автономию. Деятельность таких известных в XIII в. авторитетов, как Фома Аквинский и Альберт Великий, способствовала превращению факультета теологии Парижского университета в духовный и культурный центр, пользующийся заслуженным уважением, где обсуждались основные вопросы христианской доктрины. Росло количество коллежей, принимающих студентов на полный пансион: в 1257 г. произошло открытие Сорбонского коллежа, в 1304 – Наваррского.