I. КЛАССИФИКАЦИИ

1.1. Основные понятия.

1.1.1. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловлен­ное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызы­вающее необходимость его социальной защиты.

1.1.2. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедея­тельности и необходимости социальной защиты.

1.1.3. Здоровье - состояние полного физического, ду­шевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

1.1.4. Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномали­ей, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

1.1.5. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здо­ровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориента­цию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

1.1.6. Степень ограничения жизнедеятельности - ве­личина отклонения от нормы деятельности человека вслед­ствие нарушения здоровья.

1.1.7. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социаль­ной защиты или помощи.

1.1.8. Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономи­ческих, социальных и правовых мер, обеспечивающих ин­валидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на созда­ние им равных с другими гражданами возможностей учас­тия в жизни общества.

1.1.9. Социальная помощь - периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

1.1.10. Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.

1.1.11. Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социаль­но - экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реаби­литации являются восстановление социального статуса ин­валида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

1.1.12. Реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизиологических характеристик чело­века, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные спо­собности.

1.1.13. Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

1.1.14. Специально созданные условия трудовой, бы­товой и общественной деятельности - специфические санитарно - гигиенические, организационные, технические, тех­нологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.

1.1.15. Профессия - род трудовой деятельности, заня­тий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обуче­ния. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выпол­няемую более длительное время.

1.1.16. Специальность - вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной под­готовки; определенная область труда, знания.

1.1.17. Квалификация - уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по опре­деленной специальности или должности, определяемый раз­рядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

1.2. Классификация нарушений основных функций организма человека.

1.2.1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

1.2.2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

1.2.3. Нарушения статодинамической функции.

1.2.4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внут­ренней секреции.

1.3. Классификация основных категорий жизнедеятельности.

1.3.1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятель­ность и навыки личной гигиены.

1.3.2. Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рам­ках выполняемой бытовой, общественной, профес­сиональной деятельности.

1.3.3. Способность к обучению - способность к вос­приятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями, способность осуществлять деятельность в соответствии с требова­ниями к содержанию, объему и условиям выполнения рабо­ты.

1.3.5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве.

1.3.6. Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, пе­реработки и передачи информации.

1.3.7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учётом социально-правовых норм.

1.4. Классификация нарушений функций организма по степени выраженности.

Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое наруше­ние функций организма, предусматривает выделение пре­имущественно четырех степеней нарушений:

1 степень - незначительные нарушения функций;

2 степень - умеренные нарушения функций;

3 степень - выраженные нарушения функций;

4 степень - значительно выраженные нарушения функ­ций.

1.5. Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.

1.5.1. Ограничение самообслуживания:

1 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень - неспособность к самообслуживанию и пол­ная зависимость от других лиц.

1.5.2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:

1 степень - способность к самостоятельному передви­жению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;

2 степень - способность к самостоятельному передви­жению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.

1.5.3. Ограничение способности к обучению:

1 степень - способность к обучению в учебных заведе­ниях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогатель­ных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего пер­сонала);

return false">ссылка скрыта

2 степень - способность к обучению только в специ­альных учебных заведениях или по специальным програм­мам в домашних условиях;

3 степень - неспособность к обучению.

1.5.4. Ограничение способности к трудовой деятель­ности:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или умень­шения объема производственной деятельности, невозмож­ности выполнения работы по своей профессии;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально обору­дованного рабочего места, с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности.

1.5.5. Ограничение способности к ориентации:

1 степень - способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;

2 степень - способность к ориентации, требующая по­мощи других лиц;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориента­ция).

1.5.6. Ограничение способности к общению:

1 степень - способность к общению, характеризующа­яся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;

2 степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;

3 степень - неспособность к общению.

1.5.7. Ограничение способности контролировать свое поведение:

1 степень - частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;

2 степень - способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторон­них лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое пове­дение.