ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Социология

 

Учебное пособие для студентов всех специальностей

дневной и заочной формы обучения

 

 

Утверждено:

Протокол заседания

кафедры философских наук

№ от

“ “___________200 г.

 

 

Донецк - 2006

 

Введение

Представленное коллективом кафедры философских наук ДонГУЭТа пособие по Социологии ориентирует преподавателей и студентов на усвоение мирового и отечественного социологического знания, преодоление имевших место в прошлом догматизма и идеологической тенденциозности в оценке мировых социальных процессов и тенденций. В пособии сделана попытка обобщить и систематизировать теоретический материал имеющийся в отечественной и мировой литературе исследующей проблемы социологии.

Данное пособие свободно от жестких рамок и допускает неоднозначную интерпретацию социальных явлений, это позволяет преподавателю индивидуально и творчески обеспечивать учебный процесс.

При всем многообразии научного подхода к исследуемым проблемам учебный курс «Социологии» должен предусматривать:

- понимание общества как целостного организма с присущими ему механизмами развития;

- знание структуры, функций и роли социологических теорий в получении научного знания об обществе;

- умение ориентироваться в вопросах социальной структуры, социальной стратификации и мобильности;

- выработки навыков анализа современного украинского общества, его достижений и проблем с использованием конкретно-социологических исследований;

- умение самостоятельно сопоставлять различные точки зрения и подходы к социальным и политическим явлениям в обществе, выразить к ним свое отношение.

С учетом выделяемых учебных часов (это 16-18 часов, что явно недостаточно) программа курса включает следующие темы: 1. Предмет социологии. 2. Развитие социологической науки. 3. Методика проведения социологических исследований. 4. Социология общества. 5. Социальные институты и организации. 6. Социология культуры. 7. Социальная структура общества. 8. Социология личности. 9. Социология политики. 10. Социология власти. 11. Социология семьи. 12. Социология социального конфликта.

При этом темы № 8,9,10,12 выносится на самостоятельное изучение.

В соответствии с кредитно-модульной системой преподавания все темы поделены на три модуля. В первый модуль выносятся темы № 1,2,3, во второй модуль темы №4,5,6, в третий модуль темы № 7,8,9,10,11,12.

 

 

Социология как наука

План

1. Сущность и содержание социологии.

2. Структура и функции социологии.

 

 

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления природы (землетрясения, разливы рек, смена времен года и т.д.), но и проблемы, связанные с его существованием среди себе подобных. Почему люди стремятся жить среди других людей, почему одни пользуются многими благами, а другие лишены этого.

Поиск ответов на эти и другие вопросы заставил мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Усложнение социальной структуры и социальных отношений в обществе требовало создание науки исследующей эти проблемы и построение теорий построения социально справедливого общества. И такой наукой явилась социология.

Одним из первых попытался поставить философские суждения на твердый фундамент эмпирических фактов предпринял в начале ХIХ века французский мыслитель Огюст Конт. Он предложил позитивный метод, с помощью которого можно соединить абстрактную теорию общества и полученные эмпирическим путем данные о поведении людей. О.Конт также дал имя новой науке, поэтому его и считают родоначальником социологии.

Изучение социальной жизни – есть познание мира, в котором мы живем, а значит и самих себя. Отсюда – огромная роль человека в построении мира, в котором он хочет жить и который стремится оставить потомкам. Вероятно, именно об этом думал основатель социологии О.Конт, желая видеть ее позитивной наукой, способной не только предвидеть, но и изменять мир к лучшему. Для того чтобы этот мир сохранить для потомков, мы должны его постоянно изучать и своевременно устранять все, что мешает его прогрессу и процветанию. Эту благородную роль во многом и взяла на себя социология.

Мы приступаем к изучению науки «Социология». С этим понятием мы сталкиваемся сейчас очень часто. В прессе сообщают о результатах социологических опросах населения по различным проблемам. Существуют социологические службы президента, парламента которые изучают общественное мнение по разным социально-экономическим проблемам.

Проводятся социологические исследования на предприятиях, коллективах где определяется состояние социальной напряженности в коллективах, степень удовлетворения трудом, зарплатой и т.д. Но это не только внешний, лежащий на поверхности или прикладной, эмпирический уровень социологии как науки.

Сам термин «социология» – производное от двух слов: латинского слова gocietas – общество и греческого logos – слово, понятие, учение.

Следовательно, этимологически социология – наука об обществе.

В самом общем смысле – это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом социальных отношениях и социальных общностях.

Вообще социологию можно определить как научное изучение общества и общественных отношений.

Стремление понять, осмыслить общество, равно как выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству.

Само же понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом О. Контом в 30-х гг. ХIХ ст.

В его понимании социология была равнозначна обществознанию, включающему все, что относится к обществу.

Основным объектом исследования социологии по мнению Конта является общество. Социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм. Следует также подчеркнуть, что в период своего становления как самостоятельной науки социология нуждалась в четко определенном понятии общества, поскольку стремилась построить теорию общества, которая опиралась бы на некие естественные основы социального порядка. Можно даже сказать, что понятие общества было необходимой предпосылкой выделения социологии в отдельную науку, предполагавшую развитие этого понятия в теоретическом мышлении и публичных дискуссиях.

Социология отвечает на вопрос о природе социального порядка, но не единственно возможным образом. В настоящее время социология представлена многими альтернативными способами мышления, которые рассматриваются как «направления» или «парадигмы» социологического знания.

Возникновение социологии как отдельной науки было подготовлено всем предшествующим ходом развития социально-политической мысли.

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества. На смену привычному порядку феодально-абсолютистского строя с его жесточайшей тотальной регламентацией всей социальной жизнью шел процесс становления общества, утверждающего торжество прав и свобод человека.

Именно в условиях самоорганизующегося общества возникает массовая потребность в знании реальных социальных явлений. Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение возможностей выбора, побудили интерес гражданина к знанию основ жизни социальной группы, социальных процессов и т.д. С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике поставила результативность деятельности предпринимателей и политиков в прямую зависимость от того, насколько умело используют они знания конкретных социальных механизмов в реальной жизни.

В предметной области социологического знания сформировались две теоретические модели изучения общества – макросоциологическая и микросоциологическая.

Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но эти тенденции – реальность в современной мировой социологии.

Макросоциология связана с общественными мировыми системами и их взаимодействием с различными типами культуры, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование.

Макросоциология уделяет основное внимание процессам, помогающим понять общество в целом. Сюда включаются такие институты как семья, образование, религия. Политический строй. Она изучает крупномасштабные социальные явления (нации, государство).

Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей. В центре ее внимания личности со своими поступками, мотивами, определяющими их взаимодействия.

Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивам действия, социализации и индивидуализации, стимулам групповых поступков. Здесь «микро» не только ( и не столько) «малый», а скорее «внутренний» аспект действий людей, их поведения.

Отсюда два разных подхода к определению социологии: один в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении.

Социология – теоретическая и эмпирическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии. Социология изучает общественную жизнь как систему отношений.

Системность позволяет обнаружить в разных явлениях устойчивые элементы – «функциональные узлы»: социальные институты, социальные группы и организации, социальные действия и роли. Принцип системности выступает организующим началом научного познания. Социология исходит из того, что само общество независимо от нашего сознания представляет собой органическую целостность. Это единая цивилизация. Входящие в нее элементы взаимосвязаны, взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.

Кроме того социология изучает прежде всего механизм функционирования систем. Важно понять, как общество функционирует, что связывает его в единое целое, как общество постоянно воспроизводит себя. Особенность социологии в том, что ее теория основана не на спекулятивных умозрительных конструкциях, а на систематизированном наблюдении действительности, поставленных экспериментах, конкретном анализе материала, добытых с помощью социального исследования.

Что необходимо для научного изучения общества?

Прежде всего факты, измерения, социальные отношения. Социальный факт – это каким то образом фиксированный фрагмент социальной действительности. Социологи различают 3 группы фактов: биологические (сон, еда и т.д.); психологические (эмоции, любовь, ненависть); социологические факты связанные с обществом и общественными отношениями.

В зарубежной социологии используют 5 основных подходов для наблюдения и объяснения разных групп фактов:

1. Демографический.

2. Психологический, объясняющий поведение с помощью мотивов и привычек.

3. Общностный изучающий поведение какой либо группы.

4. Отношенческий – описывает общественную жизнь через специфичность отношений.

5. Культурологический используя понятия и термины культуры. Исследует правила и нормы поведения отдельных людей и социальных групп.

 

Важно подчеркнуть, что социология – наука о современном обществе. Предмет этой науки связывается не просто с социумом, а с гражданским обществом как современной системой, социология теоретически осмысливает противоречивую целостность современного мира.

Социология «начинает» с общества и восходит к индивиду. В конечном счете цель социального познания – человек в его неповторимом своеобразии. Вместе с тем, в процессе социологического анализа возникает познавательная ситуация движения от индивида к обществу. Образуются как бы два встречных потока: индивид – общество, общество – индивид. Здесь нужны дополнительные пояснения. Ведь социология – это наука об обществе. А что есть общество? Отвнтить на этот вопрос нелегко. Необходимо найти особую единицу измерения, с помощью которой можно попытаться определить общество. Она должна быть в прямом смысле «органическим элементом» социальной системы. При первом же взгляде таковым выступает индивид, - отдельно взятый человек, который думает. Действует, стремится к чему-то и т.п. Значит, индивид – основополагающее начало, создающее социальный мир? Но подобное допущение некорректно, поскольку общество – не просто конгломерат людей. Это люди, работающие с вещами, пользующиеся нормами, правилами и законами. Субстратом (основой) общества является не просто телесность человека (без чего впрочем, нет общества), а определенная совокупность людей, владеющая орудиями, средствами труда для собственного производства. В отдельно взятом индивидууме мы всего этого не увидим.

Можно вспомнить и иные попытки найти искомую «единицу» общества, в частности, такой «социальный атом», как малая группа. Это своеобразная модель общества, состоящая из нескольких человек, находящихся в непосредственном контакте, связанных между собой отношениями, деятельностью, опирающихся на соответствующие традиции, нормы, имеющих общие ориентации в труде, досуге, в политических действиях и т.п.

Для устранения специфики предмета социологии невозможно обойтись без выяснения того, что представляет собой понятие «социальное» как таковое. Существует множество толкований этой категории. Однако нетрудно вычленить устойчивое ядро в различных определениях «социального», а именно: совместность, общность, взаимодействие. Сама эта категория, по мнению ученых, является итогом множества определений, конечным пунктом анализа, а не исходным ее моментом.

Понятие «социальное» используется тогда когда исследуется природа отношений людей друг к другу, факторы и условия их жизнедеятельности, положение человека и его роль в обществе.

Можно выделить основные черты и особенности которые характеризуют специфику социального:

1. Социальное – это то общее свойство, которое присуще различным группам индивидов.

2. Социальное выражает взаимное положение индивидов и ту роль, которую они выполняют в различных общественных структурах.

3. Социальное проявляется в отношениях индивидов и групп друг к другу, к своему положению в обществе.

4. Социальное есть результат «совместной деятельности индивидов» и формы взаимодействия этих индивидов.

Социальное это не просто одна из сфер общественной жизни, а

общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием субъектов исторического развития.

Как отмечает академик Осипов Г., социальное – это совокупность

общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности индивидов в конкретных условиях места и времени.

В ряду важнейших категорий, раскрывших специфику

социологической науки, стоят такие, как «социальная система», «социальная общность». В них содержится решающее качество самодвижения, развития социального целого, его источник.

Социальная общность (группа, класс, страта, организация,

коллектив, семья, нация, народ и т.д.) уже фактом своего существования объясняет устойчивость, стабильность социальных систем, механизм их разрешения. Есть немало оснований считать категорию «социальная общность» одной из базовых в социологическом анализе. Эта категория соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания.

Социальная общность – это не общество как целое, но это

своеобразная единица социального измерения, «социальный ген». Слово «общность» охватывает все разновидности образований, члены которых связаны общим интересом и находятся в прямом или косвенном взаимодействии. Различие интересов социальных общностей способствует возникновению альтернатив или перспектив исторического процесса.

Социальные общности – это живые образования социума. Они деятельны, и пассивны, создают и разрушают, осознают и пребывают в беспамятстве. Стало быть, во многом правы те социологи, которые утверждают, что понять человека можно только через его социальную общность. Следовательно, «восходить» надо от общества как целостности к индивидам, к личностям, но находящимся в той или иной социальной общности, через нее.

Совокупность разнообразных социальных общностей, групп их взаимоотношение, иерархия образуют «социальную систему».

Для полного понимания категорий социологии необходимо рассмотреть понятия связанные (характеризующие) социальные процессы.

Познание общественных процессов можно начинать собственно с того, с чего начинается сам жизненный процесс, то есть с действия, с акта человеческой деятельности. Это первично и исторически и логически. Но «социальное действие» это не всякий поступок, а действие, имеющее общественное значение. Реальный деятель – конкретный индивид, группа, общественное движение и др. Действующее лицо эмпирически наблюдаемо. Для социологии это имеет принципиальное значение, как и то, что действие носит целесообразный характер. Оно есть цель, процесс и реальный результат. Совокупность действий образует «социальный процесс», особенность которого, помимо всего прочего, состоит в том, что конкретный деятель не выступает на первый план. Действующее лицо здесь найти труднее – существеннее сам процесс социального действия.

Итак, двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них – к социальным процессам, мы наблюдаем тенденцию: действия шаг за шагом становятся менее разнообразными; чем дальше отдаляется к общности тем менее вариантов деятельности, которые они могут избрать. Социальные процессы еще более уменьшают вариативность действий, появляются общие тенденции процесса, целостная система социальных общностей. Таким образом, социология – это наука о социальных взаимодействиях, образующих общество.

При условии, что существует множество определений социологии попытаемся дать обобщенное ее определение к примеру.

«Социология – это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личность, социальные общности, институты». (Радугин А.)

Это определение акцентирует внимание на объекте науки и предмете науки. В качестве объекта любой науки всегда выступает определенная сфера объективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки.

Таким образом, объект той или иной науки – это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат исследовательских действий.

Следовательно предмет науки не может быть тождествен объекту.

Объект – это эмпирическая данная реальность, представляющая ту или иную сторону объективного мира.

Предмет же науки представляет собой воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне, путем выявления наиболее значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений.

Предмет исследования существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы абстрактно выделяем одну из сторон объекта и пытаемся изучить ее. Например, здание может интересовать нас с точки зрения устойчивости, стоимости, архитектуры и т.д.

Для лучшего понимания существа предмета социологии следует представить общество не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенных образом расположенных, упорядоченных, взаимозависимых частей.

Иными словами, объект – объективен, реально существует, предмет – результат изучения объекта, абстракция. Если относительно объекта социологии у специалистов наблюдается относительный «консенсус», то по поводу предмета социологии дискуссии не прекращаются (что свидетельствует о развитии, непрерывном становлении современной науки).

Нетрудно убедиться в том, что большая часть определений социологии связана с «поведенческим» пониманием этой дисциплины. И это закономерно, ведь объяснение поведения индивида – один из основных вопросов, которым занимаются социальные науки. Вместе с тем, в последнее время социологи стремятся найти более широкую трактовку предмета социологии как науки об обществе в целом, социальных структурах и их системах. Каждое определение вносит свой вклад в понимание природы науки, которая играет ключевую роль в современном познании и занимает одно из центральных мест в интеллектуальной культуре.

Социология является не просто наукой, но и определенным способом мышления, способом изучения людей, видения мира, она позволяет анализировать общество и конкретные социальные процессы под самыми различными углами зрения, используя многочисленные среды связей и отношений между людьми. Социология активно «внедряется» в основные сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую, духовную. Она изучает практически все области жизни человека – работу, учебу, быт, свободное время, общественную деятельность. Нет такой социальной группы, которая не была бы предметом социологического изучения.

В обществе имеется бесконечное множество социальных систем и связей. Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер.

Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальные законы – более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Социальный закон – это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей.

Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и прежде всего в сфере материальной деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии. Общие законы социологии – предмет изучения философии. Специфические изучаются собственно социологией.

Но следует заметить, что отношение социологов к социальным законам изменилось. Если раньше считалось, что социальные законы – это независящая от субъекта повторяющаяся связь, характер которой определяет содержание социального развития, то теперь социологи считают, что законов истории нет. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Следовательно для социологических исследований приоритетное значение приобретает типологизация не законов, а именно тенденций. Самое важное здесь – установление форм связей и способов их проявления. Что отражают тенденции? Скажем, инвариантное сосуществование социальных явлений (например, производства и потребления). Тенденция может отражать изменение структуры социального объекта, т.е. его развитие (например, эволюцию форм собственности, их плюрализм). В ней всегда значим фактор времени, ибо определяющим моментом развития выступает предшествующее состояние. Тенденции могут выражать функциональную зависимость различных социальных объектов, режим их жизни, относительную устойчивость (например, взаимодействие государства и общества).

Объективность социальной тенденции закона – это ряд совокупных действий миллионов людей. Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек – осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

В социологии выделяют 5 групп социальных законов (тенденций):

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.

2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обуславливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому.

3. Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, они определяют характер его функционирования.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями (сочетание общественных и личных интересов).

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах колеблется вместе с экономическими циклами.

Любой социальный закон или тенденция проявляется на практике не

вообще, а в конкретной форме – в деятельности отдельного человека, в конкретных условиях общества.

Таким образом, в первом разделе лекции мы показали объективную обусловленность появления социологии как науки, ее содержание, предмет и объект научного исследования социологии.

 

II

 

Структура социологического знания – это не только совокупность

информации о общественных явлениях и процессах, но и определенная упорядоченность знаний о обществе, как динамично развивающейся системе.

Социальные знания, а также их структура зависит от круга объектов изучаемых социологией. В частности определяя объект социологического исследования следует начинать с общества как целого, так как все, что есть в обществе является продуктом его развития и имеет социальную природу.

Другим элементом структуры социального знания является взаимосвязь и развитие отдельных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической, духовной.

Важным элементом структуры социологического знания являются знания о социальном составе населения и социальной структуре общества.

Еще один элемент структуры социологического знания являются научные представления, взгляды, теории относящиеся к политической социологии.

Важным элементом структуры социологического знания являются научные представления о деятельности существующих в обществе социальных институтов….

Все научные представления, понятия…, связаны между собой и образуют единую структуру социального знания, которая отражает все стороны общественной жизни и связи, и взаимодействия.

Во всей сумме социологических взглядов следует также выделить уровни социологического знания:

1) общесоциологические теории или общетеоретическая социология;

2) специальные социологические теории или частные теории;

3) конкретные социологические исследования;

 

1. Эти теории касаются, как правило глубинных или сущностных

моментов развития общества в целом исторического процесса.

На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной деятельности людей, показывается роль труда в развитии общества (Гегель, Сен-Симон, К. Маркс и др. это пример различного подхода к этой проблеме). На данном уровне выявляется сущность общественных отношений, их роль и механизм взаимодействия. Исследуется взаимодействие экономической, социальной, политической и др. сфер жизни общества вскрываются их взаимосвязи.

2. Данные теории касаются отдельных сфер общественной жизни,

социальных групп и институтов. Их объем намн6ого уже и ограничен отдельными подсистемами (к примеру, экономическая или социальная сфера жизни общества).

Конкретные и специальные социологические теории направлены на

решение практических проблем сегодняшнего дня и ближайшего будущего, они органично связаны с практикой.

Среди специальных отраслей знаний можно выделить: социологию труда, социально-классовых отношений, социологию семьи, социологию политических отношений и др. Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни.

3. Следующий уровень социологического знания представлен

конкретными социологами исследователями. Они проводятся различными методами…, и осуществляются с целью получения объективных данных о различных сторонах социологической действительности.

Главное это получить объективную информацию о том, что

Происходит в обществе и как на это реагирует население. Эмпирика потом осмысливается общесоциологическими и конкретными теориями.

При рассмотрении данной темы курса следует отметить, что социология выполняет многообразные познавательные и практические функции.

Функции социологии – это совокупность ролей, которые она выполняет в организации общества как системы. В современных условиях, когда политики все чаще обращаются к социологии и эмпирическому материалу, возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. И это осложняет деятельность социолога. Он должен быть борцом, отстаивающим истину, свою независимость, все большее значение приобретают вопросы профессиональной этики.

Говоря о функциях социологии, необходимо подчеркнуть, что как общественная наука, социология выполняет две основные функции: теоретико-познавательную и управленческую. В свою очередь, эти основные функции могут образовывать производные подфункции, которые иногда в научной литературе определяются как самостоятельные. В социологической литературе к ним относят следующие: теоретическую, методологическую, описательную, информационную, прогностическую, идеологическую и др.

Теоретическая функция социологии состоит в пополнении и развитии имеющегося социологического знания на основе исследования социальной действительности и выявления типичных, повторяющихся связей между ее отдельными сторонами, в описании закономерностей и связей в системе социологических категорий и понятий.

В числе важнейших функций – методологическая. Социология предлагает технологию конкретного анализа. Причем каждый тип социологии предлагает свою «технологию». Марксизм подобен хирургическому вмешательству. Понимающая социология изыскивает средства для улучшения общения, делает акцент на медленное изменение социальной реальности путем реформ и т.д.

Объяснение – одна из первостепенных функций науки. Ее нередко признают высшей функцией научных исследований. Объяснение есть раскрытие сущности объясняемого объекта посредством познания отношений и связей с сущностями других объектов.

Объяснение органично предполагает описание изучаемого объекта (описательная или дескриптивная функция). Дескриптивная функция выполняет весьма существенную познавательную роль. В ходе описания эмпирическая информация подвергается предварительной теоретической обработке. Описание образует переходный этап между опытом и теоретическими процедурами, особенно объяснением. Описание сводит данные опыта (общественной практике) к такой форме, при которой они становятся доступными для различных теоретических операций. Описание «переводит» информацию об объектах внешнего мира на язык науки, причем научное описание осуществляется в контексте определенной научной теории.

Если дескриптивная (описательная) функция науки связана с ожиданием ответа на вопрос «Какова на самом деле действительность?», то объяснительная функция науки – это ответ на вопрос: почему данные факта действительности вообще существуют или почему обладают такими, а не иными свойствами?

Прогностическая функция социологии заключается в ответе на вопрос: какой будет действительность в будущем или когда наступят определенные события? Формой реализации и результатом данной функции являются прежде всего гипотезы. Их можно назвать прогностическими в отличие от ранее указанных объяснительных гипотез. В том, насколько наука способна восполнить данную функцию проявляется истинность ее объяснительных моделей, эффективность методов и т.п. Особо важен прогноз в переходный период общества. В этом случае социология способна: 1) определить каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся на данном этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира. Оно охватывает широкие области жизни, отдельные регионы, страны, а также планирование жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.

Инструментальная функция науки должна отвечать на вопрос: какие необходимо принять решения, чтобы достичь желаемого результата? Что нужно сделать, чтобы предвидение о будущей действительности осуществились или не осуществились. Результатом исследования будут определенные правила поведения – правильные, если они реализуются, и неправильные, если окажутся утопическими.

Идеологическая функция – предмет фундаментальных противоречий относительного того, следует ли ее вообще причислять к функциям науки. Отвечая на вопрос, к каким целям надо стремиться или какие ценности нужно реализовать, наука входит в сфере нормативной аксиологии (учение о ценностях). Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологические знания зачастую служат средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов. Но социология может служить и улучшению взаимоотношений между людьми, формированию у них чувств близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологии. В современную эпоху идеологические споры должны решаться с помощью научных аргументов, а не путем использования нерациональных элементов – не в формально-логическом смысле слова, а полностью учитывая действительные социальные интересы и специфику структур, реализующих данные интересы.

При анализе науки необходимо определить ее методы, принципы.

Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определённые правила обеспечивающие надёжность и достоверность знаний. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. При изучении социальных процессов применяются такие принципы: объективность, историзм и системный подход.

1. Принцип объективности означает изучение всех объективных закономерностей, которыми определяются процессы (положительных и отрицательных). Объективность на доказательность и аргументности.

2. Принцип историзма в социологии предполагает изучение проблем, процессов в развитии. Историзм позволяет извлечь уроки из прошлого.

3. Системный метод – изучения отдельных явлений в неразрывной связи с целым. Системный метод учитывает, что любая система находится в определенной среде и необходимо учитывать её связи и отношения с окружением. Отсюда второе требование системного метода – учитывать, что каждая система выступает как подсистема иной, большей системы.

Этот метод предполагает выяснение принципа иерархии элементов системы, форм передачи информации между ними, способов их влияния друг на друга.

Методом социологии является использование многообразного эмпирического материала. При изучении общественного сознания, общественного мнения, различных социальных общностей … используются методы анализа документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения и т.п.

В системе социальных гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя социологическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория, методология всех других социальных и гуманитарных наук; в-третьих, все социальные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества, всегда включает в себя социальный аспект, т.е. те законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через посредство деятельности людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и человеческой деятельности, разрабатываемые социологией, необходимы и используются всеми другими социальными и гуманитарными науками; наконец, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук, которые получили название в социологической науке социальных исследований (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и т.д.).

То, что социология занимает общее, а не частное место среди социальных и гуманитарных наук, не означает ее превращения в науку философскую. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структуре, понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур, взаимодействия субъектов исторического действия с обществом. Положение социологии по отношению к специальным научным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии и др.

Но, однако, есть в системе общественных наук наука, с которой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Этой наукой является история. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его закономерности в конкретных проявлениях. И эта и другая наука воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Как исторические, так и социальные явления – многочисленны, - как по своему генезису, по совокупности вызвавших их причины, тех и по своему влиянию, которое они не имеют одной причины, поэтому не могут быть однозначно объяснена. Различие между ними состоит в том, что история воспроизводит (на уровне дескриптивной и объяснительной функции) социальный процесс postfaktum, футурология - prefaktum, а социология - infaktum.

Как утверждает современное науковедение любая наука достигает зрелости, когда переходит в прагматический статус. Он означает, что некое научное достижение в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Парадигма – это не только теория но и способ действия в науке, образец решения исследовательских задач. Развитие научного познания представляет собой процесс революционной смены парадигм: с начало идет накопление и «аномалий» - факторов, противоречащих прежней парадигме, подрывает её авторитет, стимулирует выдвижение новых теорий, ведущих борьбу между собой за лидерство, которая заканчивается победой одной из них и она превращается в новую парадигму. Понятие парадигма в социальном познании понимается как система идеалов, норм и стереотипов в интерпретации социальных фактов.

Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук, прошло исторический путь развития от однозначного к многовариантному парадигматическому статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах.

Общество представляет собой сложный социальный объект и его сущность не может быть раскрыта с помощью одной какой то теории. В зависимости от научных ориентации и идейных ценностей социологии при анализе общества используют различные принципы и приёмы которые определяют логику полученных знаний. Как мы уже сказали совокупность основных методологических положений, принципов, формирующих изначальные критерии и установки на определенное понимание социальных явлений и соответствующую интерпретацию имперических факторов, называется парадигмой. Термин «парадигма» ввел в научный оборот американский ученый Т. Кун в 20 г. XX ст. для обозначения научных концепций. Если модель теоретического истолкования рассматривается в качестве образца, то она становится основой целой научной традиции. Эта модель перестает быть образцом интерпретаций социальных факторов с того момента, когда она оказывается неспособной объяснить новые явления, тогда происходит смена парадигм. За 200 лет в социальной науке также происходила смена парадигм, каждая из которых по своему оценивала эмпирические факты, обусловливающие поведение людей. Многообразие парадигм социологии можно условно разделить на две группы: макросоциологические и микросоциологические. Их различия обусловлены различным пониманием общества:

1. Общество рассматривается как целостная система, состоящая из внутренне упорядоченных, взаимодействующих общественных структур (политической, экономической подсистемы, культуры и т.д.);

2. Либо общество рассматривается в контексте повседневного взаимодействия индивидов.

1. Рассмотрим кратко макросоциологические парадигмы. Сторонники данного подхода главное внимание уделяют выявлению в обществе социальных структур и их взаимодействию. Социальные явления, структуры институты – рассматриваются как «объективные вещи» не зависящие от идей и мнений членов общества. В связи с этим макросоциологические парадигмы можно определить как объективистские. Среди макросоциологических парадигм обычно выделяют две теории: теорию функционализма и теорию конфликта.

Родоначальником функционализма считается Г. Спенсер (1820-1903), который рассматривал социологию как единственную науку. В соответствии с этой методологией Спенсер отождествлял общество с живым организмом, подобно человеческому телу. Если один орган прекращает функционировать, организм не может функционировать нормально. Социолог – функционалист рассматривает общество как организм состоящий из взаимосвязанных частей: военной, экономической, религиозной и т.д., каждая из которых выполняет свою функцию.

Современный функционализм акцентирует внимание не только на ранжировании социальных структур, но и на функциях, на способах достижения социальной интеграции, устойчивости общества как системы. Не менее важным положением современного функционализма является тезис о постепенности, эволюционном характере изменений в обществе, который исключает революцию, как способ преобразования. В противоположность этому конфликтологическая парадигма иначе объясняет законы развития общества.

Движущей силой прогресса является конфликт как состояние скрытого или открытого столкновения конкурирующих сторон. Причины и характер противоборства социальных общностей и групп по-разному объясняются в социологии, что привело к существованию различных вариантов конфликтологической парадигмы.

Основоположником теории социального конфликта был Карл Маркс (1818-1883). Он рассматривал общество как целостность, состоящую из классов, интересы которых не совпадают. Деление зависит от отношений к средствам производства. Непримиримость их интересов порождает классовый конфликт, который может быть разрешен с помощью социальной революции…

Иную конфликтологическую парадигму создает немецкий ученый Р.Харендорф. По его мнению всякое общество пронизано конфликтами и они основаны на отношениях господства и подчинения и могут быть разрешены демократическим путем.

2. Микросоциологические парадигмы определяют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. В противоположность макросоциологическим (объективистским) микросоциологические парадигмы объясняют социологические явления субъективно, как существующие исключительно благодаря идеям и мнениям людей. Данную группу парадигм можно назвать культурно-аналитическими. Поступательный процесс развития общества и социологических знаний о нем неизбежно породит новые парадигмы в социологии.

Итак, социология возникла в XIX столетии, когда для этого возникли объективные социально-экономические и научные предпосылки, а главное начался процесс перехода от авторитарного, феодального общества к обществу более демократическому с высоким уровнем личных свобод, правовой основой государства, а следовательно возникает интерес к проблемам общества и роли личности в государстве. Социология используя категории и законы других наук, а также применяя собственные категории анализирует субъекты государства, а также социальные процессы происходящие в обществе. Используя богатый эмпирический и теоретический материал социология не только познает социальную реальность, но и пытается формировать тенденции социального развития человечества.

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

ПЛАН

1. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Классический период в развитии социологии.

3. Основные направления западной социологии ХХ века.

3. Развитие социологии в Украине.

 

История социологии - это история движения социологической мысли, которое является результатом сложения усилий множества участников процесса познания. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы всякий раз прибавляем к спектру своего знания какую-то новую краску, научаемся видеть содержание науки с разных точек зрения, приобщаемся к накопленному научному и исследовательскому опыту. Знание истории социологии позволяет лучше понять, для решения каких практических задач возникла новая наука, с какими науками она генетически связана, как изменялось толкование предмета социологии.

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в первой половине ХІХ в. Однако история позволяет утве­рждать, что люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. во­просами совместной жизни и труда. 0ни наблюдали и анализировали реальные факты со­циального бытия, творили идеи, делали попытки концептуализации социального опы­та и построения рационально обоснованной теории общества. Социальная мысль, в усло­виях господства религиоз­ного мировоззрения во всех сферах жизни об­щества, представляла собой проповед­ничество, описание желаемых принципов человеческого бы­тия, была по­строена на различного рода императивах социального поведения.

Замечательные образцы глубоких и разнообразных социальных воззрений на общество и человека дали мыслители древней Индии (конец ІІ – начало І тысячелетия до н.э.). В древнеиндийской философии взаимодействия общес­тва и человека, наряду с сугубо религиозным мотивом - отказом от всего земного, явно вы­деляется нравственное, мирское начало в жизни каждого человека. Гуманизм и человеко­любие должны быть реальным жизненным началом любой варны, т.е. пронизывать общес­твенные отношения людей, их повседневную жизнь. В своей деятельности и жизни чело­век, согласно Законам Ману, прародителя всех людей, прояв­ляет себя в разных сферах. Главные из них - это стремление к совершенствованию, образованию, интеллектуальной жизни. Здесь человек про­являет себя как общественное существо. Он приобретает благо­родные желания и борется против низменных, овладевает самоконтролем и готовит себя к духовной жизни. Человек проявляет себя в хозяйственной и семейной жизни, он не может отвлечься от повседневных нужд, но никогда его не должны привлекать корыстолюбие, жажда личной наживы. Его цель - саморазвитие личности. В семье, которая представляет три стороны - мужа, жену и детей, должно быть полное согласие, основанное на браках, в которых супруги происходят из среды равного социального положения и хорошо понимают друг друга. Одна из основных обязанностей человека - неукосни­тельное исполне­ние религиозных обрядов. Только в этой сфере человек достигает высшего блаженства, "освобождения" от мирских интересов и соблазнов.

Одним из самых крупных общественно-политических и религиозных течений в древнем Китае было конфуцианство. Его основателем считают древнекитайского мыслителя Кон­фуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций и его последователи сравнивали общество с большой, крепко сплоченной се­мьей, члены которой связаны между собой на принципах уважения, преданности, доверия и ответственности. В конфуцианстве тщательно классифицированы виды обязанностей членов об­щества, а также те "добродетели", которые дают возможность выпол­нять указан­ные обязанности. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: 1)между отцом и сыном, 2)между мужем и же­ной, 3)между братьями, 4)между различными семьями, 5)между пра­вителем и подданными. Во всех этих отношениях непреложным устанав­ливается подчинение младших членов семьи старшим, простых людей – повелителям. Каждый человек должен действовать в соответствии со сво­ей ролью и своим местом в обществе, люди должны быть великодушны и свято почитать культ предков.

Основным понятием этики Конфуция является "жэнь" (гуманность), отождествлявшаяся им с человечностью вообще. Из этого принципа следовало требование взаимной помощи людей друг другу, взаимного доверия и предпочтения интересов общества частным инте­ресам личности, Одно из центральных мест в учении Конфуция занимает понятие "благо­родный муж", которому отводилась роль идеального человека, примера для подражания. Социологические идеи Конфуция о формировании идеального типа личности, путях его дости­жения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые яв­ляются вечными. Конфуций впервые в истории цивилизации отделяет этиче­ские нормы от религиозных, рассматривает мораль как форму совершенствования реаль­ных общественных отношений.

Религиозно-философские воззрения мыслителей Индии и Китая дали наглядные обра­зцы социологической мысли, особенно ярко выраженные в конфуцианской этике, не сто­лько объясняющей общественные отношения, сколько пытающейся их исправить, показать человеку, какими они должны быть, какими путями их можно достичь. Здесь человек не то­лько ре­лигиозное, но и мирское существо, обязанное освоить нравственные нормы и стро­ить по ним повседневную жизнь.

Творчество мыслителей древней Греции положило начало рациональным воззрениям на мир общественных отношений. В процессе социально-исторического развития возникают новые формы познания дей­ствительности и ее отражения в сознании индивида и массы. Особое значение для формирования социального знания имели античная историческая наука и античная философия. Именно историки поставили вопрос о социальном факте, ис­пользовании анализа документов, методов наблюдения, опроса, изучения фактов и условий, деформирующих процесс дос­товерного отражения социальных явлений и искажаю­щих результаты познания. Они заложили первые принципы систематизации и классифика­ции эмпирического материала, его отбора и обобщения. Так, "История Пелопоннесской войны” греческого историка Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений.

С ещё большим основанием можно говорить о вкладе в социологию древнегреческих фи­лософов. Даже мыслители досократовского времени, такие как Солон, Парменид, Герак­лит, Пиндар и Протагор предложили много социологических обобщений. По мере усложнения философских систем со временем выделяется такая отрасль, предметом изучения которой становится природа общества или общественная природа человека. Именно в этой отрасли (ее называют социальной философией) сформировался тот фонд идей и проблем, который со временем унаследовала социология и который поэтому можно рассматривать как собственно протосоциологию.

Первым дошед­шим до нас в полном виде произведением древних мыслителей об обществе является "Го­судар­ство" Платона (427-347 до н.э.), в котором он анализирует общество с точки зрения его идеального варианта, закладывая основы социологии политических институтов. Так, предназначение государства он видит в том, чтобы люди могли удовлетворять всевозмож­ные потребности в сов­местном общежитии, подчеркивая тем самым значимость социаль­ных взаимодействий в процессе создания и функционирования общества как целостности. Описывая различные варианты государственности, Платон дает глубокий анализ социаль­ных проблем и причин, которые их порождают, чем закладывает основы функциона­льного анализа. Платон в числе первых закладывает основы классовой теории построения государства и общества: "Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два го­сударства, враждеб­ные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных”. Он также развивает социологическую кон­цепцию личности, один из важнейших аспектов которой - обусловлен­ность социального типа лично­сти внешней средой.

Учеником и оппонентом Платона былАристотель (384-322 до н.э.) Его социально-фило­софкие взгляды, изложенные во множестве работ, были затем объединены в одну книгу «Органон» (что в переводе с греческого – орудие, инструмент).

Аристотель создаёт теорию происхождения государства из семьи, однако семья – это не только кровные родственники. Членами семьи он считал и господ, и рабов, мужа и жену, отца и детей. Рабовладельческая семья являлась основной возникновения государства, которое Аристотель считал наиболее совершенной формой общения между людьми. Он описал социальную структуру общества, одним из первых обратив внимание на средние слои и их роль в государстве и обществе. В количественном преобладании средних слоев мыслитель усматривал гарантию общественного равновесия и согласия. Эту неординарную для своего времени мысль о среднем классе как стабилизирующем социальном факторе можно рассматривать как определенный подход к системному видению общественного организма. Отдавая предпочтение официальным, гражданским взаимоотношениям, Аристотель вместе с тем пристальное внимание уделяет формам общения неофициального (семейного, товарищеского и т.п.), усматривая в каждой из разновидностей социальных связей особое проявление единого сущностного свойства - «дружественности» как первоосновы любой формы общественных взаимоотношений. Другим прирожденным свойством людей философ считал неравенство. Он предложил классификацию граждан полиса по признаку имущественного состояния. Много внимания уделил великий мыслитель проблеме справедливости общественных от­ношений. Он различал два вида справедливости: «распределительную» и «уравнитель­ную». Первая имеет отношение к распределению благ среди членов общества в зависимо­сти от их социального положения, вторая - к обмену между людьми. Анализируя социальные отношения в рабовладельческой Греции, Аристотель писал, что са­ма идея о вла­сти го­сподина над рабом противоестественна, так как различия между свободным челове­ком и рабом обусловлены не природой, а законоположениями, то есть являются результа­том го­сударственного устройства. Поэтому власть господина над рабом, как осно­ванная на насилии, противоречит принципу справедливости.

Аристотель заложил основы научного знания о социальном управлении и его зада­чах, достаточно глубоко рассмотрел и такую сугубо социологическую проблему, как досуг. Он трактовал его не просто как свободное время, а время, заполненное разнообразными заня­тиями, условие развития порядочности и политической деятельности человека - су­щества политического. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройс­тва, досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют до­суга.

Таким образом, даже небольшой анализ показывает, насколько значительным был вклад мы­слителей Древней Греции в становление социологической науки.

Новым этапом в развитии социальной мысли стала эпоха Возрождения, которая вобрала в себя достижения античности и средневековья. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социальную ориентацию на чело­века с его земными интересами, потребностями и ценностями. Гуманистическое понима­ние мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, признавало гармонию физического и духовного в человеке, требовало полноты чувственной и рациональной жи­зни, выдвигало на первый план личность, ее достоинство и честь.

Культурологические проблемы античности, которые были в центре внимания гуманистов Возрождения, постепенно заменяются новыми, привнесенными эпохой позднего средневековья. Проблемы личности вытесняются, их место занимают проблемы общества, происхождения государства, механизмы взаимодействия между личностью и государст­вом. Происходит формирование философско-исторического подхода к рассмотрению об­щества, кото­рый соединяет в себе анализ социальных фактов с философскими размышлениями и обобщени­ями. Все четче очерчиваются контуры сближения эмпирического и теоретического, чувст­венного и рационального в социальном познании. Такая переориентация обуславливалась потребностями зарождающейся буржуазии в своей идеологии и государственности для защиты собственных интересов. Этот социальный заказ удачно выполняется выдающи­мися идеологами молодой буржуазии - итальянским мыслителем Никколо Макиавелли (1469-1527),французским социологомЖаном Боденом (1530-1596),голландским политикомГуго Гроцием (1538-1645)и другими.

Н. Макиавелли одним из первых стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие учитывать свои возможности, чтобы заранее предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Он отбрасывает религиозное толкование истории и утверждает, что общество развивается не по воле Бога, а в силу ес­тественных причин. Чело­веческая история порождается человеческими страстями, эгоизмом и материальными ин­тересами, которые являются побуждающими мотивами деятельности. Государство необ­ходимо как орудие для укрощения эгоизма и установления всеобщего порядка. Государство – это высшее порождение человеческого разума ради общего блага. Нет идеального строя вне времени и пространства, есть только строй, соответствующий ситуации. Нет неизменных черт человеческого характера, постоянны лишь элементы, которые составляют характер человека и проявляются по-разному в различных обществах, в условиях различных эпох, в разных комбинациях. И нет неизменно хороших и неизменно плохих методов управления людьми, а есть только методы соответствующие ситуации и несоответствующие ей.

Идеи Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит, повлияли на автора теории “революции менеджеров” Дж. Бернхайма, на Макиавелли как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С.Хантингтон), “постиндустриального общества” и политического прогнозирования (Д.Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до 0.Конта он выдвинул идею “общественного консенсуса”.

Во второй половине ХХ века повышенное внимание к Н. Макиавелли стали проявлять специалисты по менеджменту, как к автору непредсказуемой и парадоксальной социологии управления, создателю одного из самых эффективных лидерских стилей, теоретику социологии конфликтов. Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжестса, оказали влияние на развитие менеджмента: 1) авторитет, или власть лидера коренится в поддержке сторонников; 2) подчинённые должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Основателем географического направления в социологии стал Ж. Боден. В работе “Метод лёгкого изучения истории” он рассматривает географическую среду как фактор общественной жизни. По его мнению, климат, плодородие почвы, рельеф и др. обусловливают особенности человеческой жизни, психологические и интеллектуальные качества людей.

Г. Гроций в работе ''О праве войны и мира'' впервые излагает идеи ''природного права'' и ''общественного договора''. Он считает, что человеку, в отличие от животных, присуща естественная потребность в общении, мирных взаимоотношениях с себе подобными. Для преодоления изолированности, вражды люди составили общественный договор и создали государство, которое должно обеспечить условия мира и согласия, защитить собственность, наказать за преступления.

Среди научных направлений Х\/ІІ и частично Х\/ІІІ в. заслуживают особого упоминания два. Прежде всего, именно в это время возникла так называемая ''социальная физика'', т. е. попытка Декарта, Спинозы, Гоббса, Лейбница и других учёных построить социальную науку наподобие механистических и количественных методов ньютоновской физики. В ''социальной физике'' и ''социометрике'' эти ученые, по мнению Питирима Сорокина, стали непревзойденными пионерами всех последующих физических, математических, статистических, бихевиористских и социометрических интерпретаций социокультурных явлений.

Возникает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. В социальном знании натурализм ориентировал исследователей на выявление естественных и биологических детерминант социального, на поиски извечной природы человека. Это получило отражение в таких концепциях, как теория ''естественного человека'', ''естественного права'' и ''естественной этики'', большой вклад в развитие которых внесли представители английской философии и социологии Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704).

Другим важным событием этой эпохи была публикация двух вариантов ''Новой науки'' Джамбаттиста Вико (1668-1744). Едва замеченная и мало оцененная при жизни, эта работа Вико получила признание лишь в ХІХ в. как одна из самых важных работ в истории социологии и социальной науки в целом. Это был первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в ряд подлинных ''отцов'' социологии. Вико попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему ''движения наций''. Он считал, что историческая необходимость общественного развития реализуется в закономерном характере социальных процессов. В ''Новой науке'' особенно поражает глубокое понимание аграрной основы мировой истории, превосходный анализ классовой борьбы древних народов, учение о государстве как средстве защиты господствующей формы собственности. В этой работе Вико отражается его глубоко диалектический взгляд на историю духовной культуры, на её своеобразное, противоречивое развитие. Вообще представление о непрерывном развитии человеческого рода (''поступательном движении нации'') является неотъемлемой частью философии истории Вико. Он показывает, как ''героический век'' – эпоха личной зависимости, господства и рабства, фантастического права и суровой аристократии, век слабого рассудка и живого воображения, мифологии и эпоса – уступает место демократическим порядкам и рациональной прозе, господствующей в республиках. Вико прекрасно понимает прогрессивность этого перехода – побеждает демократия, а вместе с нею приходят гуманность и самосознание. Но эта победа недолговечна. Народная свобода в республиках, символом которых является кошелёк, становится удобной ширмой для обогащения немногих. Частные интересы побеждают общественное начало, и свобода превращается в рабство. Поэтому, с точки зрения Вико, прогрессивность победы буржуазной цивилизации над эпохой поэтического варварства исторически относительна, поступательное движение наций полно самых глубоких противоречий и на высшей ступени цивилизации народы снова впадают в варварство.

Таким образом, на примере творчества Д. Вико можно проследить, какую важную роль в становлении социологии сыграла философия истории. Своим исследованием процесса возникновения человечества, раскрытием движущих сил истории и ее законов на основе эмпирических и обобщенных материалов истории и культуры народов, определением направления развития человечества в целом она подготавливала превращение социологии в самостоятельную отрасль знания.