ПРОСВЕТЛЕННЫМ

Страдания порождаются идеей о том,что ты каким-то

образом можешь избежать страдания,

если будешь действовать строго определенным

образом —и никак не иначе.

Карл Ренц

Вполне возможно, что после пробуждения ты будешь

жить точно так же, как и до. Фактически,

так происходит с большинством просветленных.

Точи Пирсоне

≪Я эсть то, что я эсть≫*

Первая глава началась с высказывания моряка Папая —ar одного из моих любимейших философов XX столетия.

Папай активно участвует в борьбе между силами добра

и зла, пресекая домогательства своего противника Блуто

к восхитительной Оливе Ойл. Несмотря на то что все дни

его исполнены борьбы, Папай никогда не теряет себя. Оче-

видно, вне зависимости от того, одерживают ли верх силы

добра или силы зла, Папай никогда не теряет из виду свое

Истинное Я. Подтверждением этому служит то, насколько

часто он повторяет фразу: ≪Я эсть то, что я эсть≫. Наш герой

обладает особого рода духовной силой, которая питает его

силу физическую (правда, периодически этому способ-

* В оригинале: "I yam what I yam."

ствует еще и банка шпината). Тогда как при помощи одной

гипертрофированно развитой руки он сражается с силами

зла, другой ему приходится тащить груз посредственности.

Взять хотя бы Вимпи, чья единственная цель и задача в жиз-

ни —потакание своей неутолимой страсти к рубленой го-

вядине. В то время как вокруг бушует битва вселенских сил,

толстяк Вимпи то и дело, как ни в чем не бывало, спрашивает

у кого-нибудь из участников сражения: ≪Не одолжишь ли ты

мне до вторника доллар на гамбургер?≫

Таким образом, Папай и Вимпи представляют два мни-

мых пути —духовный и материалистический. И делая вы-

бор между этими двумя путями, человечество в массе своей

собралось вокруг плаката с лозунгом ≪Одолжите мне доллар

на гамбургер≫. Все выглядит проще простого: возьмем взай-

мы денег, потратим их, а потом возьмем взаймы снова, что-

бы вернуть то, что взяли сейчас. Папай же, очевидно, выше

всего этого —он прочно пребывает в Истинном Я.

Мало кто из нас живет в стороне от мира. Но это не

мешает нам восхищаться теми, кому это удается. Однако

существует и третий мнимый путь —своего рода сочетание

первых двух. На этом пути мы встречаем сумеречных путе-

шественников, которые в теории отвергли ≪материалисти-

ческое≫ существование, но не сумели полностью отказаться

от него на практике. Взгляд этих путешественников твердо

сосредоточен на будущем. Там они планируют встретиться,

осилив весь путь благодаря упорной сосредоточенности и

верности силам добра—своему Истинному Я. Они верят,

что однажды их непокорные мысли и дела мгновенно или

постепенно придут в согласие с мыслями и делами Вселен-

ского Разума и их страдания закончатся.

По какому из этих трех путей идешь ты? Можешь не

отвечать. Это вопрос-ловушка. В предыдущем абзаце я

не зря использовал словосочетание ≪мнимый путь≫. Мы

уже затрагивали идею пути без пути, однако сейчас настало

время раз и навсегда покончить с иллюзией какого бы то

ни было пути к безмятежности. Я намеревался встретить

тебя на полдороге —в исходной точке, откуда мы можем

исследовать разломы сознания.

Каждый из нас видит срез жизни, отличный от всех дру-

гих. В начале этой книги мне приходилось обсуждать очень

общие темы, созвучные дивному разнообразию людских

взглядов Идеи и упражнения, составляющие эту книгу, в

чем-то подобны воронке. В своей верхней части эта воронка

собирает многочисленные мечты, философские системы и

модели жизненного опыта, затем она закручивает их все

в водовороте, перемешивает и выводит через очень узкое

устье внизу. Я обыграл твою мнимую потребность в пути.

Я постарался предложить тебе комфортные идеи —чтобы

они были тебе знакомы, но в то же время немного расши-

ряли границы воображения и обогащали опыт. Я побуждал

тебя играть с игрушками твоего сознания так, как тебе нра-

вится. Подготавливая тебя к этой последней главе, я снова и

снова высказывал мысль о том, что ≪не нужно никуда идти

и ничего делать≫. Если это верно, тогда в общем-то отпадает

потребность в каком бы то ни было пути и видится несо-

стоятельным предположение, что в будущем жизнь станет

почему-то лучше, чем сейчас

Есть несколько замечательных учителей, которые сразу

переходят к сути дела и с самого начала учат о ≪совер-

шенстве настоящего≫. Они полагают, что нет ничего, чему

они могли бы тебя научить, и нет ничего, чему ты мог бы

научиться. Они отнимают твои философские одежки, и ты

остаешься обнаженным перед истиной. Я не принадлежу к

числу таких учителей. Мне нравится возводить философ-

ские мосты и смотреть на те умы, которые идут по ним. Это

нравится мне, и это доставляет удовольствие многим из вас.

Ни один из путей не лучше других. Ведь, в конце концов,

мы знаем —или скоро узнаем, —что не существует пути,

ведущего к безмятежности. Я просто делаю то, что делаю.

Или, как говорит Папай, ≪Я эсть то, что я эсть≫.

И я, и ты, и эта книга —все мы существуем с единствен-

ной целью: быть. Поначалу принять эту идею бывает слож-

но. Кому-то настолько сложно, что человек начинает воз-

бужденно возражать или просто уходит прочь, покачивая

головой. Однако когда мы спокойно анализируем свои

мысли, и действия, и жизнь в целом, нам становится ясно,

что в нас есть нечто большее, чем мышление и действие. Мы

видим, что нет никакого Божественного замысла —только

Божественное присутствие. Или, точнее, одно только При-

сутствие, делающее все вещи божественными. И в конечном

счете даже это Присутствие растворяется в Не-знании.

Поэтому давай выбросим мышление из головы —от него

одна только головная боль —и приготовимся к более глубо-

кому исследованию этого абсурдно-возвышенного знания

о Не-знании.