ПРОСВЕТЛЕННЫМ
Страдания порождаются идеей о том,что ты каким-то
образом можешь избежать страдания,
если будешь действовать строго определенным
образом —и никак не иначе.
Карл Ренц
Вполне возможно, что после пробуждения ты будешь
жить точно так же, как и до. Фактически,
так происходит с большинством просветленных.
Точи Пирсоне
≪Я эсть то, что я эсть≫*
Первая глава началась с высказывания моряка Папая —ar одного из моих любимейших философов XX столетия.
Папай активно участвует в борьбе между силами добра
и зла, пресекая домогательства своего противника Блуто
к восхитительной Оливе Ойл. Несмотря на то что все дни
его исполнены борьбы, Папай никогда не теряет себя. Оче-
видно, вне зависимости от того, одерживают ли верх силы
добра или силы зла, Папай никогда не теряет из виду свое
Истинное Я. Подтверждением этому служит то, насколько
часто он повторяет фразу: ≪Я эсть то, что я эсть≫. Наш герой
обладает особого рода духовной силой, которая питает его
силу физическую (правда, периодически этому способ-
* В оригинале: "I yam what I yam."
ствует еще и банка шпината). Тогда как при помощи одной
гипертрофированно развитой руки он сражается с силами
зла, другой ему приходится тащить груз посредственности.
Взять хотя бы Вимпи, чья единственная цель и задача в жиз-
ни —потакание своей неутолимой страсти к рубленой го-
вядине. В то время как вокруг бушует битва вселенских сил,
толстяк Вимпи то и дело, как ни в чем не бывало, спрашивает
у кого-нибудь из участников сражения: ≪Не одолжишь ли ты
мне до вторника доллар на гамбургер?≫
Таким образом, Папай и Вимпи представляют два мни-
мых пути —духовный и материалистический. И делая вы-
бор между этими двумя путями, человечество в массе своей
собралось вокруг плаката с лозунгом ≪Одолжите мне доллар
на гамбургер≫. Все выглядит проще простого: возьмем взай-
мы денег, потратим их, а потом возьмем взаймы снова, что-
бы вернуть то, что взяли сейчас. Папай же, очевидно, выше
всего этого —он прочно пребывает в Истинном Я.
Мало кто из нас живет в стороне от мира. Но это не
мешает нам восхищаться теми, кому это удается. Однако
существует и третий мнимый путь —своего рода сочетание
первых двух. На этом пути мы встречаем сумеречных путе-
шественников, которые в теории отвергли ≪материалисти-
ческое≫ существование, но не сумели полностью отказаться
от него на практике. Взгляд этих путешественников твердо
сосредоточен на будущем. Там они планируют встретиться,
осилив весь путь благодаря упорной сосредоточенности и
верности силам добра—своему Истинному Я. Они верят,
что однажды их непокорные мысли и дела мгновенно или
постепенно придут в согласие с мыслями и делами Вселен-
ского Разума и их страдания закончатся.
По какому из этих трех путей идешь ты? Можешь не
отвечать. Это вопрос-ловушка. В предыдущем абзаце я
не зря использовал словосочетание ≪мнимый путь≫. Мы
уже затрагивали идею пути без пути, однако сейчас настало
время раз и навсегда покончить с иллюзией какого бы то
ни было пути к безмятежности. Я намеревался встретить
тебя на полдороге —в исходной точке, откуда мы можем
исследовать разломы сознания.
Каждый из нас видит срез жизни, отличный от всех дру-
гих. В начале этой книги мне приходилось обсуждать очень
общие темы, созвучные дивному разнообразию людских
взглядов Идеи и упражнения, составляющие эту книгу, в
чем-то подобны воронке. В своей верхней части эта воронка
собирает многочисленные мечты, философские системы и
модели жизненного опыта, затем она закручивает их все
в водовороте, перемешивает и выводит через очень узкое
устье внизу. Я обыграл твою мнимую потребность в пути.
Я постарался предложить тебе комфортные идеи —чтобы
они были тебе знакомы, но в то же время немного расши-
ряли границы воображения и обогащали опыт. Я побуждал
тебя играть с игрушками твоего сознания так, как тебе нра-
вится. Подготавливая тебя к этой последней главе, я снова и
снова высказывал мысль о том, что ≪не нужно никуда идти
и ничего делать≫. Если это верно, тогда в общем-то отпадает
потребность в каком бы то ни было пути и видится несо-
стоятельным предположение, что в будущем жизнь станет
почему-то лучше, чем сейчас
Есть несколько замечательных учителей, которые сразу
переходят к сути дела и с самого начала учат о ≪совер-
шенстве настоящего≫. Они полагают, что нет ничего, чему
они могли бы тебя научить, и нет ничего, чему ты мог бы
научиться. Они отнимают твои философские одежки, и ты
остаешься обнаженным перед истиной. Я не принадлежу к
числу таких учителей. Мне нравится возводить философ-
ские мосты и смотреть на те умы, которые идут по ним. Это
нравится мне, и это доставляет удовольствие многим из вас.
Ни один из путей не лучше других. Ведь, в конце концов,
мы знаем —или скоро узнаем, —что не существует пути,
ведущего к безмятежности. Я просто делаю то, что делаю.
Или, как говорит Папай, ≪Я эсть то, что я эсть≫.
И я, и ты, и эта книга —все мы существуем с единствен-
ной целью: быть. Поначалу принять эту идею бывает слож-
но. Кому-то настолько сложно, что человек начинает воз-
бужденно возражать или просто уходит прочь, покачивая
головой. Однако когда мы спокойно анализируем свои
мысли, и действия, и жизнь в целом, нам становится ясно,
что в нас есть нечто большее, чем мышление и действие. Мы
видим, что нет никакого Божественного замысла —только
Божественное присутствие. Или, точнее, одно только При-
сутствие, делающее все вещи божественными. И в конечном
счете даже это Присутствие растворяется в Не-знании.
Поэтому давай выбросим мышление из головы —от него
одна только головная боль —и приготовимся к более глубо-
кому исследованию этого абсурдно-возвышенного знания
о Не-знании.