Гнев как вещь

Замечал ли ты такую штуку: стоит подумать о чем-то,

что тебя разозлило, и ты снова начинаешь злиться? Собы-

тие кануло в лету, возможно, прошли годы, но ты все равно

злишься, когда о нем вспоминаешь. Как это получается? То

же самое касается и других чувств: вины, ревности, страха и

желания отомстить. Почему тебя клинит на этих чувствах?

И как от них избавиться?

Проблема в том, что мы думаем о чувствах. Когда мы

думаем о предмете, мы его воплощаем. Мысли о гневе

отделяют его от нас и внушают нам, будто мы можем разо-

браться с ним примерно так же, как ремонтировали бы

мотор автомобиля. Нам кажется, что нужно просто из-

менить свое поведение, или устранить источник гнева,

или нейтрализовать гневные мысли кроткими. Во всех

этих случаях мы просто меняем одну поломанную деталь

на другую такую же. Все это не помогает. Возможно, нам

удастся взять под контроль или подавить гнев (или сожа-

ление, или ужас) —но такой подход не устраняет причину

вредоносных эмоций.

Бом предлагает нам думать гнев, вместо того чтобы

думать о гневе. Думая о гневе, мы лишь мысленно возвра-

щаемся к эмоциям, присутствующим в нас. По существу,

думая о предмете, мы обращаемся к хранящимся в памяти

ярлыкам. Мы убеждены, что получаем новую ценную ин-

формацию о человеке, вещи или событии. На самом же деле

то, что кажется нам новым, представляет собой всего лишь

перетасовку хранящихся в уме карточек.

С другой стороны, думая гнев, мы можем заново пережить

случай, чтобы пронаблюдать весь его механизм в действии.

Наблюдая, мы естественным образом втягиваемся в пере-

живание. Мы испытываем те же чувства, которые испытали

изначально, и наши тела реагируют на гнев точно так же. Все

негативные эмоции возбуждают ум и тело. Обычно, пережив

негативное событие, вызывавшее в нас гнев, или страх, или

горе, мы склонны снова и снова оживлять его в своем уме.

Это жизненная сила для эго. Событие может не давать нам

покоя, даже если мы не хотим думать о нем. Мы не в силах

остановить эти мысли. Самый распространенный способ

борьбы с нежелательными эмоциями —попытки заглушить

их наркотиками, или сном, или бездумными видеоиграми,

или телевидением, или ≪активной деятельностью≫. Таким

способом мы пытаемся убежать от своего ума. Мы пытаемся

отключить ту часть ума, которая причиняет боль. Пытаемся

отделить я от я. А это невозможно. Вообще-то отделение от

ума —верная идея, но делать это следует другими способа-

ми. А теперь скажи мне, как отделиться от ума, пы гающегося

властвовать над нами? Правильно: это делается посредством

внутримыслия —когда ты становишься наблюдателем и тем

самым выходишь за пределы ума.

Когда гнев пробуждается впервые, он очень стремителен.

Он завладевает нами, и мы начинаем плясать под его дудку

прежде, чем успеваем что-то сообразить. Где-то посередине

эпизода или сразу после его окончания мы осознаем, что

злимся. Думая гнев, мы получаем возможность пересмо-

треть событие во второй раз, только теперь в замедленном

режиме. Когда вентилятор вертится быстро, мы видим на

месте лопастей один сплошной круг. Если же отключить ток

и продолжать смотреть на вентилятор, мы скоро увидим,

что на самом деле сплошного диска нет, а есть отдельные

лопасти. Когда мы думаем гнев, это, по существу, внутримыс-

лие, чьим объектом становится машина гнева, работающая

в замедленном режиме.

Наблюдая машину гнева, делай это без вмешательства

и осуждения. Просто смотри, как она функционирует. Не

проявляй намерения избавиться от гнева. Если ты попы-

таешься ≪исправить≫ эту конкретную ситуацию, то тебе

будет нечего наблюдать. Каждая отдельная ситуация по-

рождается некими общими глубоко скрытыми эмоциями.

Коррекция одного события не устранит причину гнева.

Изменится только твое отношение к этому отдельному слу-

чаю. Желание анализировать и удалять гнев хирургическим

путем —результат влияния эго; если ты пойдешь у него на

поводу, то так и будешь выковыривать симптомы до своего

последнего вздоха.

Или же ты можешь ощутить потребность понять, поче-

му в тебе возник гнев. Если ты займешься этим, то тоже бу-

дешь играть на руку эго и интеллектуальная составляющая

ума вовлечет тебя обратно в иллюзию. Но если бесполезно

исправлять такое чувство, как гнев, и бесполезно изучать,

как оно функционирует, тогда что еще можно сделать? На-

блюдать. Это просто и это —единственное, что нужно.

Когда ты невинно наблюдаешь гнев, происходит нечто

волшебное.

Вращающиеся лопасти гнева замедляются и наконец

останавливаются! Регулярное наблюдение воспоминаний

о гневе, или страхе, или вине вскоре приводит к способно-

сти наблюдать подобного рода эмоционально заряженные

события в тот момент, когда они происходят. И тогда, став

воспоминанием, гнев сразу же утрачивает свою напряжен-

ность. Хотя ты и помнишь о событии, но оно не несет в

себе столько болезненных эмоций, которые истощают твою

конструктивную жизненную энергию. Это как исчезающий

буквально на глазах конденсат на зеркале в ванной... очень

скоро, не прилагая никаких усилий, ты видишь отчетливое

отражение своего Истинного Я.