Историко-философская концепция славянофилов
В рамках философско-исторической интерпретации проблемы культуры, её исторического развития и места России во всемирной истории развивались идеи первых критиков концепции П.Я. Чаадаева в русской мысли – славянофилов. Причем на первых порах их интересовало преимущественно тема "Россия - Запад". В работе "О старом и новом" А.С. Хомяков, подобно Чаадаеву, не отрицал многих негативных черт в русской культуре, как в новой, так и в древней. Он осознавал, что реальность культурно-исторической жизни, и в Западной Европе и в России далека от христианских идеалов. Вместе с тем Хомяков был поклонником православия и поэтому христианская, но западнически ориентированная культурологическая концепция Чаадаева его не удовлетворяла. По этой же причине совершенно в ином контексте оказывается у него и представление – надежда о будущем великом предназначении России.
Отношение славянофилов к Западу
Западная христианская церковь, обратившись к рационализму "создала мир прекрасный, соблазнительный, но обреченный на гибель, мир католицизма и реформаторства". Восточная церковь сумела одержать победу и над разумом, взволнованным "гордостью философии эллинской", и над мистицизмом Египта и Сирии, успокоившись "в правоте веры". Однако эллинские истоки византийской культуры, созданные предшествующей историей законодательство, искусство, формы социальной жизни вступили в противоречие "с простотой духа христианского, с истинами его любви", что и привело византийское общество и государство к гибели. Но восточное христианство успело к этому времени перейти на север, к русским славянам. Их культура уже в исходном отправном пункте выгодно отличалась от западноевропейской, ибо на русской истории не лежало "пятно завоевания", а с другой стороны их общественное устройство и общественный быт (до татарского нашествия) отличались патриархальностью и простотой. Это социально-историческая почва, по Хомякову, и была наиболее благоприятна для утверждения истинного христианства.