Возраст ребенка___________Самочувствие________________________________

 

 

Выделяемые признаки. Содержание действий и поступков ребенка Отметка о наличии признаков Выводы
1. Реальное количество членов семьи ребенка.   Нарушение межличностных отношений.
2. Наличие изолированных членов семьи, кто именно.  
3. Последовательность изображения фигур и предметов.   Значимость, эмоциональная близость
4. Расстояние между изображенными фигурами членов семьи.   Эмоциональная общность. Конфликтные отношения, недостаток эмоционального контакта, неудовлетворенность.
5. Наличие барьеров, ограничений, рамок в рисунке.  
6. Преобладание людей, предметов. Наличие животных.  
7. Совместная деятельность членов семьи на рисунке.   Психологическое спокойствие.
8. Изображение членов семьи со спины, в профиль.   Враждебность в семейной ситуации.
9. Наличие агрессивных поз (руки в стороны, пальцы растопырены).   Враждебность.
10. Размер изображений фигур (очень маленькие, очень большие).   Тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Значимость.
11. Особенности изображения глаз (преувеличенные, чрезмерно прорисованные, очень маленькие, зачерченные).   Тревожность, нежелание видеть что-либо.
12. Особенности изображения ног (отсутствие ног или ступней, примитивное их изображение).   Низкая бытовая ориентация, уход от реальности.
13. Особенности изображения рук (отсутствие рук, ладоней, чрезмерное их преувеличение у какого-либо члена семьи).   Проблемы в общении с членами семьи.
14. Особенности изображения ушей (отсутствие, очень маленькие).   Нежелание слушать, слабое вербальное восприятие.
15. Декорирование (особо четкое прорисовывание деталей).   Значимость объекта.
16. Украшательство (изображение необязательных деталей).   Демонстративность.
17. Наличие линии основания под изображением фигур.   Тревожность.
18. Частые стирания деталей, фигур изображенных людей.   Негативные или позитивные переживания по отношению к объекту.
19. Перерисовывание с лучшим или худшим результатом.   Показатель положительного или негативного отношения к объекту.
20. Возвращение к доработкам уже нарисованных фигур, деталей.   Показатель значимости объекта.
21. Самоисправления.   Показатель тревожности.
22. Особенности штриховки (размашистая, жесткая, насыщенная).   Тревожность.
23. Особенности изображения линий (слабая, прерывистая, с сильным нажимом).  
24. Неравномерный нажим карандашом.   Эмоциональная неустойчивость.
25. Зачеркивание изображений.   Показатель эмоционального отношения к объекту.
26. Пауза более 15 сек (в начале, середине работы).   Эмоциональное отношение к объекту, проблемная сфера.
27. Спонтанные комментарии ребенка в процессе работы.  
28. Эмоциональные реакции на какой-либо объект.  
29. Степень аккуратности исполнения работы.  

Беседа с ребенком по рисунку

1. Кто изображен на твоем рисунке?______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что они делают?_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто из них самый счастливый и почему?_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кому грустно и почему?_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________