Специфические проблемы иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в специальных учреждениях временного содержания (СУВСИГ)

 

30. Отсутствие доступа либо проблемы с доступом к процедуре убежища лиц, находящихся в СУВСИГ.

31. Ограничения доступа адвокатов в СУВСИГи по времени и возможности общения с клиентами, отсутствие условий конфиденциальности, а также отсутствие возможности работы в СУВСИГах иных представителей интересов содержащихся там лиц.

32. Отсутствие гарантий невысылки в отношении лиц, находящихся в процедуре убежища и содержащихся в СУВСИГе, связанное с тем, что сотрудники Службы судебных приставов не знают законодательства об убежище и невозможности выдворения беженцев и лиц, ищущих убежище (ЛИУ).

33. Отсутствие четкого нормативно-правового алгоритма действий по приостановлению исполнения судебного решения о выдворении, определяющего, кто и в какой суд должен обратиться с заявлением об отмене судебного решения о выдворении и помещении в СУВСИГ.

34. Недостаточная компетентность сотрудников СУВСИГов и ФССП в части знания законодательства об убежище: процедуры и прав ЛИУ, беженцев и лиц, имеющих временное убежище.

35. Отсутствие защиты лиц, ищущих убежища, на весь период принятия решения о предоставлении им убежища, включая период обжалования.

 

Для решения указанных проблем иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо предпринять следующие шаги:

1. Необходимо созвать/провести в ближайшее время совещание по проблемам функционирования СУВСИГов с участием в данном заседании сотрудников ФМС РФ, федерального УПЧ и УПЧ Калужской, Челябинской и Оренбургской областей (где членов ОНК в СУВСИГи не пускают), представителей правозащитных организаций, в том числе ОНК и адвокатского сообщества.

2. Организовать анализ нормативной базы, регулирующей функционирование СУВСИГов, а также наличия и содержания типовых правил внутреннего распорядка в СУВСИГах.

3. Обратиться в ФМС России для разработки совместно с членами ОНК регионов правил обращения с лицами, содержащимися в СУВСИГах, заявившими ходатайство о предоставлении им убежища.

4. Обратиться в ФМС России о принятии мер для обучения/переобучения сотрудников СУВСИГов, в том числе силами Управления Верховного Комиссара по делам беженцев ООН и региональных правозащитников о правах и обязанностях лиц, ищущих убежище, и беженцев, в первую очередь, о праве на обращения за убежищем, защите от высылки, в том числе в судебном порядке и т.д.

5. Провести консультации с ФМС России по вопросу определения круга субъектов (государственных органов) и их обязанностей по обращению в суд для отмены решения о выдворении при предоставлении убежища лицу, содержащемуся в СУВСИГе.

6. Принять срочные меры по приведению условий содержания в СУВСИГах к международным стандартам.

7. Обратиться к руководителю ФМС РФ за разъяснением: существует ли документ о сотрудничестве с Федеральной службой судебных приставов, и просить внести в него положения, отражающие необходимость обеспечения права на поиск убежища и соблюдение принципа невысылки, в том числе в судебном порядке.

 

Мнение участников V Уральской международной школы по прав человека, в том числе членов ОНК из 12 регионов России, оформили

 

Кочнева Наталья, адвокат, Свердловская область

Кудряков Антон, член ОНК Свердловской области

Труфанова Оксана, член ОНК по Челябинской области

Латыпова Дина, член ОНК по Челябинской области

Любовь Элье, юрисконсульт, поверенный в делах Правозащитного центра "Мемориал" в Калужской области

Бурков Антон, председатель оргкомитета V Уральской международной школы по прав человека

 

Оргкомитет V Уральской международной школы по прав человека urals.human.rights.school@gmail.com