Ислам «бытовой» и «идеальный»

На фоне всех других религий, в том числе и восточных, ислам поражает наличием в нем не только различных направлений, но и типов религиозного сознания. Так, например, различают ислам ''идеальный'' и ''бытовой''. В первом случае имеется в виду ислам, взятый в том виде, как он представлен в Коране, а также в ряде теологических, законоведческих и этических сочинений. Во втором случае речь идет о реальности обычаев, привычек, поведения мусульман. Различают также ''официальный'' и ''народный'' ислам. Правящие режимы стран Востока дают собственные интерпретации ислама, включая его в качестве зависимого элемента в официальную идеологию, превращая духовенство в государственных служащих и расходуя огромные средства на исламскую пропаганду. Однако верующие воспринимают такой ислам неохотно, уходят от него к традиционным формам народного поклонения, в мистические братства, в так называемые ''дикие'' (не находящиеся под контролем правительства) мечети и т.п.

 

Специфика ислама

Главная особенность исламской духовной традиции, в корне отличающая ее от всех других, заключается в принципиальной нераздельности в ней религиозного и светского, сакрального и земного, в ее абсолютной, ''чистой'' религиозности. Это становится особенно наглядным, если сравнить ислам с традицией христианской.

Христианство, как известно, утверждает идею безусловной самоценности человеческой личности (человек создан по образу и подобию Бога; человек искуплен жертвой Христа). И это дает личности относительную бытийную самостоятельность. ''Отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу'', – так оговорена в Евангелии относительная автономия духовного и мирского начал. В исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибо безусловное принадлежит здесь Богу и только Богу. Ислам исходит из существования абсолютной данности вне человека, которая совпадает с силой, способной ''отменить'' этого человека, - с его личной смертью.