Исторические примеры сохранения японской культуры

В XVII веке при первых контактах с европейцами японцы отвергли предложенный набор колониальных побрякушек, показав свои товары, гораздо более высокого качества. Но потом согласились принять тот, которого не было в Японии - огнестрельное оружие. Китай, культурный учитель Японии, давно изобрел порох, но, в отличие от Европы, использовал его для праздников, фейерверков, а не для войны. Торговля началась, а вместе с ней началось и культурное проникновение европейцев. Скоро по всей стране выросли иезуитские монастыри, школы, храмы и, по некоторым данным, до 10% японцев перешли в католичество. Это грозило гибелью. Составился заговор во главе с правителем - сегуном и за краткий срок были буквально вырезаны все оевропеившиеся японцы и большинство иностранцев. Оставшихся европейцев посадили на корабли для передачи в Европу. Каждый чужак, высадившийся в стране, будет казнен. Так и делалось. Страна на 200 лет установила "железный занавес" и сколько ни говорилось потом о жестокости подобной "хирургической операции", без нее Япония сейчас не была бы такой, как есть. Во второй половине XIX в. Япония открылась под давлением пушек американского флота и в силу внутренней уверенности, что теперь она может войти в мир на - равных, а не как колония.

 

Культурное противостояние Японии американской культурной экспансии

Японии пришлось выдержать мощное давление со стороны американской культуры после поражения в войне в 1945 г. Американцы задались целью полностью переделать страну на свой лад. После ряда научных экспедиций было установлено, что японцы пригодны для переделки, иначе рассматривалась даже возможность их уничтожения как нации. И первый удар по японской культуре тоже был рассчитан научно: императора заставили выступить по радио с отречением и развенчанием всей японской истории и мифов синто о божественном происхождении японцев и его фамилии. Среди согнанных для прослушивания толп начались массовые самоубийства.

Затем были распущены все государственные, политические, экономические, образовательные и т.д. учреждения и объявлена возможность организации новых, но на американских принципах. Партии были прямо организованы на американские деньги. Казалось, цель достигнута. Но когда через ряд лет оккупация прекратилась, обнаружилось, что японцы постепенно видоизменяют навязанные формы, перестраивая их на свой лад. И в политике, и в экономике, и во всей общественной жизни начался процесс утверждения японских принципов жизни.