Буддизм и современная культура

В современном безрелигиозном обществе существует наивность и эклектичность попыток некоторой части интеллигенции "синтезировать" в своем мировоззрении христианское и индо-буддистское мировоззрение. Особенно важно то, что для индийских верований характерен уникальный феномен - религиозный эгоизм, в каком-то смысле отрицающий с нашей точки зрения само понятие религии. Ведь религия - от глагола "связывать", то есть соединять человека с Богом и человека с человеком.

В индийском мировоззрении каждое живое существо бесконечно одиноко, оно идет своим путем перерождений и все связи - родство, любовь, дружба - только иллюзия. Поэтому многие течения запрещают оказывать помощь, это означает брать на себя чужую карму и чужой грех. Не стоит доказывать, насколько это несовместимо с традициями российской культуры.

 

Специфика буддизма

Буддизм в целом носит этико-практический характер, он отвергает абстрактно-догматические изыскания брахманизма и особую магическую значимость ритуала, а главным делает проблему бытия личности, путь, ведущий к ее освобождению от страданий. В Индии образ бодхисатвы, святого, заслужившего вечное блаженство, но возвращающегося на землю, чтобы помогать другим очень значимый. Общая для всех индийских религия идея сансары, цепи перерождений всех живых существ, впоследствии получила развитие в современной западной культуре. Основной этический смысл сансары - единство всего живого и распространение норм этики на весь мир жизни. Эта идея нашла воплощение в XX в. в учении А. Швейцера и оказалась очень созвучна задаче формирования нового экологического сознания человечества в современном мире.