Петербург
Два облика | |
Прекрасный европейский город, «юный град, // Полнощных стран краса и диво». Автор-повествователь восхищен Петербургом: «Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид», «Красуйся, град Петров, и стой // Неколебимо как Россия» | Искусственно созданный город, при строительстве которого погибло много людей. Он не для частного человека; в нем заведомо не учтена жизнь. Это город, где сходят с ума (как позже герои Достоевского). Петербург — город-мираж на болотах — противопоставлен Москве, естественно возникшей, однако не столь пышной |
Петербург является не просто пространством действия, а прямым участником конфликта |
Нева— вольная стихия, закованная человеком в «гранитные пределы», является частью города, практически действующим лицом, как и Петербург. Бунтуя, она открывает глазу то, что было тщательно сокрыто под внешней пышностью и парадностью: «Товар запасливой торговли, / Пожитки бледной нищеты, / Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища…». Бунт стихии порождает бунт человека. Бедствие ассоциируется с «божьим гневом», наказанием. Царь утверждает противоположность императорской и небесной логики: «С божией стихией // Царям не совладеть». Любое насилие влечет возмездие |
- В поэме важную роль играет фантастика, помогающая раскрыть восприятие действительности героем, обостряющая конфликт до предела. - Автор-повествователь открыто заявляет о себе в произведении, комментируя события, направляя читателя к нужному выводу и т. д. |
«Медный всадник» — одно из центральных произведений «петербургского текста» русской литературы |